Государственное бюро расследований не заработает, пока будет продолжаться сопротивление против этого процесса со стороны Генпрокуратуры, СБУ или МВД. Поэтому надо институционально менять всю существующую модель властных институтов, иначе — никаких перспектив.

Об этом заявил экс-вице-премьер-министр (2005) Роман Бессмертный в третью годовщину принятия закона о создании ГБР, сообщает пресс-служба политика.

«Пока в СБУ, МВД или Генпрокуратуре кто-то возражает против этого органа, он не заработает. Должен в этот перечень добавить НАБУ, НАПК и СНБО. ГБР — нежизнеспособное, потому институционально все сделано таким образом, что определенная компетенция дознавательных органов по определенному перечню дел — это ничто иное, как источник доходов людей, работающих в этой системе координат. Иными словами, это не их работа, это их доход. Появление нового органа — это не передача работы, потому что на это тогда бы все ушли, а передача части заработка. В этой ситуации, каждый, кто уже получил свой кусок пирога, его не отдаст», — сказал он.

Бессмертный убежден, что в государстве нужно проводить глубинные институциональные изменения, без них органы НАБУ, НАПК или ГБР будут нежизнеспособными.

«Или мы институционально меняем всю существующую модель властных институтов, или никаких перспектив в том, что такие органы как ГБР, НАБУ, НАПК, Антикоррупционный суд, уже кастрированная Генпрокуратура, смогут выполнять свои функции. Поэтому речь должна вестись не о точечных, а о глубинных институциональных изменениях в системе государства», — считает политик.

По его мнению, коррупцию и преступность порождают именно дряхлость и немощь государства.

«Когда рушится система, контроль на себя берет кто? Криминалитет. Когда новосозданные органы фактически бесправны — нет ответственности. Отсюда уголовное дело открывают не для того, чтобы найти преступника, а чтобы заниматься вымогательством. Под это априори начинает подстраиваться криминалитет, который авансовыми платежами защищает себя от определенных вещей. За этим следует полное бесправие людей, общество овладевает тревога, потому что идет фактическое разрушение всех механизмов безопасности. На самом деле сейчас мы находимся на этой стадии институционального развала», — пояснил политик.

При этом Бессмертный обратил внимание на то, что органы НАБУ, САП, ГБР до сих пор не закреплены в Конституции Украины, поэтому не могут полноценно работать. В то же время у конституционной ГПУ уже забрали часть полномочий, поэтому она тоже не выполняет свои функции в полной мере.

Напомним, что Государственное бюро расследований — правоохранительный орган Украины, создание которого предусмотрено Уголовным процессуальным кодексом Украины в срок до 20 ноября 2017 года.

Идеология ведомства заключается в том, что оно будет расследовать уголовные производства, в которых фигурируют правоохранители, судьи и высокие служащие (от министров до начальников ГУ). ГБР окончательно возьмет на себя функцию досудебного (предварительного) следствия от прокуратуры. Последняя занимается следствием, начиная с 1996 года, на временной основе — в соответствии с п. 9 Переходных положений Конституции Украины.

Закон Украины о Государственном бюро расследований принят 12 ноября 2015 года, подписан Президентом 14 января 2016 года, вступил в силу 1 марта 2016 года.

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, страницу «Хвилі» в Facebook

Популярні новини зараз

В Україну йдуть морози до -9: Діденко розповіла, де похолодає найбільше та пройде сніг

Оновлено соціальні норми споживання газу: що тепер мають знати споживачі

"Гра проти своїх": у Раді різко відреагували на ідею розформування ТЦК

В Україні можуть заборонити "небажані" дзвінки на мобільний: про що йдеться

Показати ще