Бывшего премьер-министра Великобритании Джона Мейджора предупредили, чтобы он молчал о своем желании взять Россию в Европейское сообщество – предшественника сегодняшнего Евросоюза, — поскольку британские дипломаты стремились сдерживать стратегический оптимизм, последовавший за падением Берлинской стены.

Обозреватель Генри Манс пишет для Financial Times, что в 1992 году Мейджор публично призвал Европейское сообщество «расширить свое воображение» и дать членство странам Скандинавии и Восточной Европы, включая Россию, передает ZN.UA.

Тогда премьер утверждал, что членство России «полностью уничтожит» угрозу ядерной войны. Но рассекреченные записи показали попытки британских чиновников умерить энтузиазм главы правительства. В одном из опубликованных Национальным архивом документов внешнеполитического ведомства Соединенного Королевства говорилось: «Поскольку [ядерная держава Россия] будет доминировать в Сообществе; как [развивающаяся страна] она может ослабить его».

Чиновник Стивен Уолл тогда написал в записке: «Премьер-министр, это вежливый способ сказать: пожалуйста, не говорите о российском членстве в ЕС».

«Лучше говорить о развитии отношений между [Содружеством Независимых Государств] и ЕС и не закрывать эти варианты на данном этапе».

Еще в 1989 году Великобритания скептически относилась к расширению ЕС. Как тогда заявлял глава британской дипломатии, премьер считал, что расширение блока было «непривлекательным», отметив, что даже заявление о членстве Австрии было «затруднительным», учитывая историю нейтралитета и ее связей с Германией.

Однако в течение трех лет правительство Британии радикально изменило свою позицию, отметив, в частности, призывы на вступление, среди прочих, Болгарии и Румынии.

В феврале 1992 года Дуглас Херд, министр иностранных дел в правительстве Мэйджора, обедал с президентом Европейской комиссии Жаком Делором, призвав к «более приветливому» месседжу странам Центральной и Восточной Европы, включая «четкую перспективу членства, как только они разовьют достаточную политическую и экономическую зрелость».

Согласно одной британской дипломатической записке, в ответ Делор «утверждал, что расширение не следует рассматривать как единственно возможное сотрудничество» с этими странами».

Согласно той же записке, Делор тогда сказал, что одна из возможностей — «вторая региональная торговая группа… с очень близкими связями с ЕС», добавив, что он не мог представить себе Европейское сообщество из более чем 35 стран.

Сегодня в ЕС 28 государств-членов, включая Великобританию. Еще семь других стран являются кандидатами или потенциальными кандидатами на членство.

Еще в 1990 году Херд выразил обеспокоенность в связи с тем, что расширение может привести к высоким уровням иммиграции в Великобританию.

«Более процветающий Западу будет привлекать большое количество восточных европейцев, и Британия станет одним из полюсов притяжения», — писал он в одной из записок.

Популярні новини зараз

Від 33 гривень: АЗС опублікували нові ціни на бензин, дизель та автогаз

Штраф 3400 гривень: які водії ризикують залишитися без прав вже за 10 днів

Оновлено соціальні норми споживання газу: що тепер мають знати споживачі

Путін скоригував умови припинення війни з Україною

Показати ще

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, страницу «Хвилі» в Facebook