Вскоре банки вновь смогут кредитовать малый и средний бизнес в зоне АТО под залог недвижимости. По крайней мере в той ее части, которая находится на подконтрольной Украине территории.
Соответствующий закон в конце минувшего года приняла Верховная Рада, пишет UBR.
В настоящий момент документ, который позволит банкам обращать взыскание на недвижимое имущество должника, передан на подпись Президенту.
С момента введения в 2014 году запрета на начисление пени и штрафов за нарушение кредитных обязательств, банки перестали сотрудничать с предпринимателями из зоны проведения АТО. Списать задолженность тоже нельзя — соответствующие нормы отсутствуют в законодательстве Украины.
Улучшить инвестиционный климат в зоне ОРДЛО взялись в Верховной Раде. Депутаты предложили внести изменения в действующий закон «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции». С 1 января физлица субъекты предпринимательской деятельности и юрлица – субъекты малого и среднего бизнеса смогут оформить кредит под залог недвижимого имущества, которое находится на подконтрольной Украине территории.
Чтобы утолить кредитный голод предпринимателей, закон предлагает исключить из моратория на взыскание залога ряд объектов недвижимости. В частности, те из них, которые будут взяты в обеспечение по кредиту после 1 января 2018 года. Та же норма будет действовать и для реструктуризированных с начала этого года займов. Условие одно: недвижимость должна размещаться в населенном пункте, не внесенном в список неподконтрольных украинской власти территорий.
«Определение территории, на которую распространяется действие закона, осуществляется Кабмином через установление перечня населенных пунктов, принадлежащих к различным составляющим зоны АТО», — объяснил один из инициаторов законопроекта народный депутат Виктор Галасюк.
Однако жизнеспособность нового законопроекта на деле сталкивается с массой рисков. Во-первых, линия разграничения между основными силами в зоне АТО постоянно меняется.
«Кто может дать гарантию, что дом, который кто-то отдал под залог, завтра не окажется частью территории другого государства? Как потом банки смогут взыскать задолженность у заемщика? Цена этих рисков будет закладываться в процентную ставку кредита», — отметил UBR.ua председатель правления RwS банка Владислав Кравец.
По словам эксперта, решиться на такие шаги могут только малые и средние банки. Для крупных украинских и международных финучреждений риски будут слишком высоки и не впишутся в устав компаний.
Кроме того, полагают эксперты, предоставлять кредиты смогут государственные Ощадбанк и Приватбанк. Поскольку их акционером является государство, которое несет ответственность перед вкладчиками и гарантирует им возвратность депозитов. Остальные финучреждения рисковать средствами людей и акционеров не станут.
«Единичные случаи выдачи кредитов на подконтрольной Украине части зоны АТО возможны, однако привлекательным для банков этот рынок никак не назовешь. К сожалению, закон не распространяется на кредиты, выданные до 2018 года. То есть «старые» должники банков в обозначенной зоне могут и дальше не возвращать долги, даже если их бизнес или заложенная недвижимость не пострадали», — объяснила UBR.ua исполнительный директор Независимой ассоциации банков Украины Елена Коробкова.
Не верят в успех депутатских инициатив и сами предприниматели. Ведь даже в случае реализации их на практике, финучреждения, скорее всего, предложат предпринимателям кабальные условия, чтобы покрыть риски.
В Україні анулюють відстрочки від мобілізації: залишилося три місяці
У Києві запровадили правила використання генераторів: де і як можна встановлювати
США оприлюднили секретні дані про вбивства Путіна
В Україні можуть заборонити "небажані" дзвінки на мобільний: про що йдеться
«В любом случае, банк может оценить недвижимость как неликвидное. Ведь оценка проводится только с точки зрения выгоды для финучреждения. Как это поможет предпринимателям? У нас в стране и без того непомерно высокие проценты, даже на мирной части Украины. Банки берут под залог имущество в размере 200% от суммы кредита, а процентные ставки достигают 30% годовых. Малому бизнесу, о котором идет речь в законодательстве, не выжить в таких условиях. Даже не учитывая проблем, связанных с обстановкой в прифронтовых территориях», — заметил UBR.ua генеральный директор Союза малых, средних и приватизированных предприятий Украины Вячеслав Быковец.
На «квартирную очередь» выделят 1 млрд грн.
Эксперты заключают: пока антитеррористическая операция не завершится, об успешном бизнесе в регионе не стоит даже и говорить. Если только речь не идет о поставках для армии вооружения и продовольствия.
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, страницу «Хвилі» в Facebook