В 2016 году оппоненты либерального, основанного на правилах мирового порядка впервые за 70 лет получили невероятные победы в ряде стран, в частности в Великобритании и США. 2017-й стал годом, в течение которого сторонники либеральной открытости смогли мобилизоваться.

Так что 2018-й должен стать годом, когда эти два лагеря вступят в схватку. Об этом на страницах Financial Times пишет обозреватель Джон Ллойд, передает ZN.UA.

Он добавляет, что поскольку правительства используют государственную власть в пользу своей политической стороны, напряжение внутри каждой страны может перерасти в конфликты между народами. Глубокие структурные экономические изменения в почти всех богатых странах все больше отделяют тех, кто получает выгоду от изменений, от тех, кого трансформации оставили далеко позади.

В случае Brexit и победы Трампа на выборах, самопровозглашенные лидеры тех, кто проиграл, взяли под контроль национальные порядки дневные и пообещали покончить с интернационалистическим либеральным порядком.

В ответ центристские лидеры, в частности Эммануэль Макрон во Франции, выступили в роли защитников этого порядка. Институты ЕС и много европейских правительств совместно с Канадой и Японией теперь открыто сформировали либеральный интернационалистический лагерь, который работает над защитой многосторонней системы управления, основанной на правилах, а также экономической открытости для взаимной выгоды.

Бесспорным лидером антилиберального фронта обозреватель считает президента США Дональда Трампа. Лучше всего о его цели говорят его заявления: от речи во время инаугурации до недавнего обновления стратегии национальной безопасности Америки. Антилиберальный лагерь считает, что не может быть экономических победителей без проигравших. И каждая страна заботится только о себе. Оба лагеря хотят переформатировать мир под свое видение.

Не впервые целые народы стоят перед выбором, какую из идеологий поддержать. Нечто подобное произошло в 1930-х годах, а также во время Холодной войны. Позже страны выстраивались по разные стороны идеологического разделения, который появился частично из-за экономических и социальных конфликтов, а также внутренних политических проблем. В результате поле идеологической битвы перешло на международную арену, где используют все доступные методы, включая войну, которую они ведут прямо или косвенно.

Внутри стран конфликт в определенной степени был подавлен, поскольку правительства попытались заверить, что сторона, которую они выбрали на международной арене, никак не подорвет порядок дома. Для либеральных стран это означало в определенной степени подавить симпатию к фашизму и коммунизму. В диктаторских странах «левого» и «правого» толка уничтожение инакомыслия было абсолютным.

Автор отмечает, что пока нет признаков того, что глобальная перестройка повлечет за собой войну между идеологическими лагерями. И можно надеяться, что политического насилия внутри отдельных стран удастся избежать. Но на других фронтах битва уже идет.

Один из них — международные институты, в частности те, которые отвечают за глобальное экономическое управление. Администрация Трампа, очевидно, хочет подорвать ВТО, саботируя арбитражную роль организации. ЕС и Япония пытаются продемонстрвати США, что ценности ВТО в интересах США, выступая общим фронтом в рамках организации против якобы торговых нарушений со стороны Китая.

Другая сфера — формирование альянсов. Шок от побед изоляционистов оживил работу над углублением существующего глобального экономического порядка. ЕС заключил соглашения о свободной торговле с Японией и Канадой, ускорил переговоры о таких же договоренностях с Мексикой, Австралией и Новой Зеландией. Япония и Канада, помимо укрепления отношений с ЕС, также продвигают Транстихоокеанское партнерство вместе с 11 членами соглашения, от которого отказались США.

В это время Трамп, кажется, больше стремится строить мосты с Россией Владимира Путина и подобными автократами от Филиппин до Саудовской Аравии, чем улучшать отношения с традиционными союзниками и НАТО. В Европе Венгрия и Польша тоже, кажется, собираются присоединиться к лагерю Трампа.

В долгосрочной перспективе у либералов есть причины для надежд. Ведь отказ от либерального порядка, безусловно, нанесет большой ущерб тем странам, где изоляционисты сейчас при власти. Но эти надежды сталкиваются с двумя угрозами. Первая — если либеральный порядок распадется, те, кто вышли из него первыми, будут иметь преимущество. Вторая — антилибералы могут демонстрировать хорошие краткосрочные экономические результаты дольше, чем либералы будут оставаться при власти.

Популярні новини зараз

Зеленський зустрівся з головою ЦРУ Бернсом: війна закінчиться

Абоненти "Київстар" та Vodafone масово біжать до lifecell: у чому причина

Українцям доведеться реєструвати домашніх тварин: що зміниться з нового року

Банки України посилять контроль: клієнтам доведеться розкрити джерела доходів

Показати ще

Пока идеологические конфликты оставались внутренними, напряжение было вредным, но управляемым. Теперь, по мнению автора, этой роскоши нет. В глобальной битве идей либералы должны продемонстрировать, что нынешний порядок может служить на пользу всем. В 30-х и во времена Холодной войны экономический либерализм выжил, став более прогрессивным, чем раньше. Сейчас снова пришло время для такого твердого, центристского радикализма.

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, страницу «Хвилі» в Facebook