Бизнес-общественность и эксперты обратились к президенту Петру Порошенко с просьбой взять в свои руки инициативу по внедрению в Украине налога на выведенный капитал вместо ныне действующего налога на прибыль.
Об этом сообщает UBR.
Глава бюджетного комитета общественного совета при Минфине Тарас Козак отметил, что рабочая группа с участием ведущих специалистов Минфина, налогового комитета ВРУ, авторов законопроекта, представителей бизнеса, экспертов и бизнес ассоциаций отработала окончательную редакцию законопроекта, которую правительство единодушно одобрило на заседании 4 октября 2017 года.
Однако документ до сих пор не был внесен Кабмином в парламент.
«Круг замкнулся: Нацсовет реформ и рабочая группа Минфина закончили работу еще в июле. Затем, пройдя сложное согласование в Кабмине, НБУ и других ведомствах проект опять вернулся в Нацсовет реформ», — рассказала UBR.ua управляющий партнер аудиторской компании «Капитал Плюс», глава комитетов по налоговой политике общественных советов Минфина и ГФС Татьяна Шевцова.
Она, как один из авторов законопроекта, поясняет возникший «процедурный коллапс» тем, что, во-первых, правительство боится провала поступлений в размере примерно 30 млрд грн в первый год внедрения налога на выведенный капитал.
«По нашим расчетам за пять лет поступления после введения налога на выведенный капитал составят 604 млрд грн. Бизнес, экспертное сообщество и общественные советы при министерствах и ведомствах поддерживают эту идею. Настаивают, как на неотложном проекте и его принятии с 2018 года», — отметила Шевцова.
По ее словам, в Администрации Президента были представлены эти расчеты и компенсаторы потерь бюджета на первом этапе внедрения нового налога.
«Завтра будет встреча Президента и бизнеса и этот вопрос будет обязательно подниматься. По настроениям на Банковой это абсолютно реально. Там готовы к введению нового налога с 2019 года, но мы настаиваем на 2018-м», — пояснила UBR.ua Шевцова.
Дело в том, что на 2019 год приходятся крупные выплаты по внешним долгам и было бы неразумно создавать еще и риски падения бюджетных поступлений. К тому же бизнесу уже сейчас нужна поддержка для развития.
Кроме недобора поступлений, которого боятся в Кабмине, также есть сопротивление со стороны налоговиков, теряющих рычаги влияния на бизнес. В неофициальных беседах они признаются, что им нечего будет проверять и некого наказывать.
«Тут и коррупционная составляющая дискретного подхода налоговиков к разным предприятиям, и сопротивление бизнеса, который через схемы тонкой капитализации выводил деньги в офшоры даже с убыточных предприятий. Это противостояние на уровне идеологии», — убеждена Шевцова.
Зеленський позбавив держнагород колишніх міністрів, депутатів, силовиків та артистів: список зрадників
"Чистої води афера": Попенко пояснив, хто і як пиляє гроші на встановленні сонячних батарей
Встигнути до грудня: ПриватБанк розіслав важливі повідомлення
Зеленський: Путін зробив другий крок щодо ескалації війни
Некоторые юристы говорят о том, что введение налога на выведенный капитал сделает неэффективным применение договоров об избежании двойного налогообложения. Но авторы законопроекта не видят здесь проблем.
«Во-первых, договора об избежании двойного налогообложения касаются не только налога на прибыль. Во-вторых, у нас когда-то были нормы, которые не применяли правила международных договоров по части налогообложения прибыли нерезидентов», — отметила Шевцова.
По ее словам, пассивные доходы (роялти, проценты, дивиденды и т.п.), согласно международным договорам, облагаются налогом в стране, которая имеет право их взимать. Однако они могут облагаться в стране-источнике выплаты. То есть, когда Украина взимает такой налог, эти операции облагаются налогом. Просто по меньшим ставкам, как предусмотрено конвенцией. А если нет — то облагается налогом в другой стране.
Напомним основные преимущества, которые эксперты видят во внедрении налога на выведенный капитал:
Не имеет смысла занижать доходность предприятий, не надо «прибедняться» и заявлять потенциальным инвесторам — «мы прибыльные».
Налоговая не сможет делать из предприятий врагов государства, если те за свой счет напечатали визитки сотрудникам или купили бензин. Снизится нагрузка как на самих контролеров, так и на бухгалтеров, что более важно.
Отпадет необходимость в обналичке, а значит оставят в покое физлиц-предпринимателей, которые на самом деле работают.
Частично снимется напряженность в обществе, где крупный бизнес сталкивают с малым и микро-бизнесом.
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, страницу «Хвилі» в Facebook