В планах французских компаний не только «застолбить» за собой новые перспективные участки ливийского рынка, но и получить причитающиеся им выплаты по старым контрактам, заключенным и выполненным еще во времена Кадаффи. При этом большинство из объектов, которые были построены французскими компаниями, были разрушены или серьезно повреждены во время гражданской войны.

{advert=1}

Так, в частности французская компания ADPI требует компенсацию от ПНС за работы, связанные с расширением и модернизацией аэропорта в Триполи. Естественно, что в результате авианалетов НАТО этот объект необходимо отстраивать заново. Safran ожидает оплаты за поставленные ливийской армии еще во времена Каддафи приборы ночного видения и дальномеры. Bollore настаивает на подтверждении своих прав как основного оператора морского порта в Бенгази.

Начинает «разворачиваться» и TOTAL. Необходимо отметить, что французская компания в отличие, скажем от ENI или VITOL, не участвовала в поддержке ПНС в период непосредственного противостояния повстанцев и отрядов Каддафи. Принципиальное решение начать контакты с ПНС было принято только 22 августа с.г. TOTAL в свое время категорически отказалась участвовать в поставках топлива для повстанцев, как это делали итальянская ENI или испанская VITOL. При этом есть все основания полагать, что французские компании поставляли через сеть посредников топливо для режима Каддафи. Схема здесь была следующая: топливо доставлялось в тунисский порт Ла Скшира, перегружалось на грузовики и переправлялось на территорию Ливии. «Найти концы» в этой модели и уличить французских бизнесменов в политике «двойных стандартов» фактически невозможно.

Примерно тоже самое осуществляли, но только в отношении повстанцев, ENI и VITOL. Последняя, например, осуществила более двадцати поставок ПНС, а также участвовала в продаже двух танкеров с нефтью в США, которые сумели загрузить повстанцы еще в период ожесточенных боев. Теперь эта компания требует от новых властей оплаты поставок. Необходимо сказать и том, что топливо противоборствующим сторонам поставлялось по сильно завышенным ценам.

TOTAL сейчас претендует на два блока С137 (рядом с Триполи) и С17 (Сирт).Кроме того, в проектах и начало промышленной разработки 191 блока в Мурзике в районе алжирской границы. В планах нового куратора ливийского направления Р.Гренье в ближайшее время выйти на довоенный уровень в 55 000 баррелей в день.

Особое внимание здесь надо уделить и британской Heritage, которая одна из первых установила контакты с ПНС. Причем с рядом из его членов еще в период их пребывания в эмиграции. Это вообще очень интересная структура, связанная с Н.Ротшильдом и турецкими крупными политиками. Кампания активно работает в Иракском Курдистане с 2009 года и пользуется особым покровительством М.Барзани и его племянника, бывшего курдского премьер-министра Н.Барзани. В принципе именно через Heritage курдская нефть «вышла» на Британскую фондовую биржу. В Иракском Курдистане Heritage совместно с аффилированными с ней структурами турецкой Генель Энерджи и курдской UB Group добывают порядка 41 000 баррелей в день и владеют блоками с доказанными запасами 900 млн баррелей. Отметим также, что среди советников Генель Энерджи наблюдаются очень серьезные люди в лице бывшего советника Б.Клинтона и члена Совета национальной безопасности М.Паррис (пролоббировал в администрации Белого Дома решение о постоянной дислокации в Иракском Курдистане 5000 американских военных советников) и ветеран ,британской МI 6 К.Джеймс. Теперь вся эта компания готовится составить очень серьезную конкуренцию французам, итальянцам и испанцам в Ливии.

{advert=2}

Но все эти планы могут натолкнуться на продолжение партизанской войны в Ливии. к которой, как мы указывали ранее, имеются все видимые предпосылки. Каддафи недаром в одном из последних своих обращений угрожал в самом скором времени «нанести удары по нефтепроводам». Здесь необходимо различать иракскую и ливийскую ситуацию. В Ираке нефтепромыслы стараются не трогать, так как противоборствующие элиты «завязаны» пусть и в разной степени на экспортные доходы. В Ливии проигравшие точно «до трубы» допущены не будут, отсюда и высокая вероятность диверсий на нефтепроводах, которые в этом плане крайне уязвимы. И противостоять нападениям мобильных групп в условиях пустыни будет фактически невозможно, особенно с учетом того, что часть блоков расположена фактически в вотчине Каддафи Сирте.

Источник