Если в Украине будет бездумно внедрена Директива Совета 2001/110/ЕС по меду, которую активно продвигает Минагропрод, в стране может появиться менее качественный продукт. В том числе так называемый фильтрованный мед, родину которого определить будет невозможно.
И хотя директива прямо запрещает использовать фильтрованный мед в качестве добавки в натуральный мед, высока вероятность того, что дельцы будут пользоваться этой возможностью, чтобы «бодяжить» продукт для получения дополнительной прибыли при экспорте украинской сладости. Об этом сообщила глава правления общественной организации «Всеукраинское братство пчеловодов Украины» Татьяна Васильковская, передает UBR.
«Нельзя допустить, чтобы для импорта «чужого» меда в Украине, показатели качества меда были ниже, чем те, что имеют отечественные меды», — отметила Васильковская.
Вместо этого пчеловоды предлагают дать законные основания для экспорта украинского меда самими производителями, а не компаниями-экспортерами, которые скупают его по дешевке и не дают возможности развиваться отечественной переработке.
Собственно, и при действующей нормативной базе проблема качества и безопасности меда в Украине стоит довольно остро. Так, по словам гендиректора компании-производителя и переработчика меда «Бихайв» (Beehive) Олега Барского, примерно 20% сырья бракуется при приемке из-за наличия антибиотиков.
«Сырье привозится неоднородное, в неподходящей таре, что тоже служит причиной для отказа в приемке. Мы уже стали запускать в оборот свои специальные пищевые бочки для перевозки меда», — рассказал Олег Барский.
По его словам, многие компании скупают неоднородное сырье и вынуждены отправлять на экспорт партии гомогенизированного продукта (смешанный из разных видов: акация, липа и т.п.), который на мировом рынке стоит наиболее дешево.
«В соседней Польше лучшие меда стоят 45-50 злотых ($12-13) за кило. А наши закупаются по 28-35 грн, лучшие по 60 грн/кг ($2,4)», — сообщил UBR.ua начальник отдела международной интеграции в сфере технического регулирования АПК Александр Лозовицкий.
Поэтому неудивительно, что некоторые трейдеры пытаются заработать больше, подмешивая в продукт более дешевый (а значит и менее качественный) мед.
«Уже были случаи выявления антибиотиков в украинском экспортном меде. Экспортерам надо более ответственно относиться и не ставить под угрозу имидж страны», — сообщил первый замглавы Госпродпотребслужбы Андрей Жук.
Невозможность формировать крупные товарные партии меда в том числе связана с мелкотоварным производством.
«В стране примерно 4 млн пчелиных семей. Но крупные хозяйства на 500-2000 ульев можно пересчитать по пальцам. Пасеки на 100-200 ульев — не более 40% производства украинского меда. Остальное — пасеки меньше сотни ульев. Поэтому нужно развивать промышленные пасеки», — отметил Олег Барский.
Битва двох найобок: чому українці повертаються на окуповані території
Le Monde розкрила секретні переговори щодо європейської військової місії в Україні
Пенсіонери отримають автоматичні доплати: кому нарахують надбавки
Путін скоригував умови припинення війни з Україною
Пчеловоды опасаются, что с отменой национального стандарта ДСТУ 4497: 2005 «Мед натуральный», в страну может хлынуть импортная продукция более низкого качества.
По словам Татьяны Васильковской, этот стандарт, хоть и применяется в добровольном порядке, но хоть как-то защищает внутренний рынок от поставок менее качественного меда из-за границы.
«Чтобы не зашел в Украину мед с антибиотиками, пестицидами, тяжелыми металлами и т. д., нужно немедленно обновлять наше законодательство», — считает Татьяна Васильковская.
По ее словам, сейчас ветеринарное обслуживание пасек практически отсутствует, а рынок ветеринарных препаратов практически бесконтролен. Что сказывается на качестве меда. Это признают и в Минагропроде.
«Когда будет контроль за ветпрепаратами, тогда не буде продажи незарегистрированных препаратов», — сообщил UBR.ua начальник отдела международной интеграции в сфере технического регулирования АПК Александр Лозовицкий.
Не работают также законодательные акты и по использованию пестицидов, что приводит к массовой гибели пчел от отравления пестицидами при обработке сельскохозяйственных угодий землепользователями и фермерами. Медоносная база Украины существенно уменьшается.
По данным Минагропрода, за последние три года в Украине погибло 1,7 тыс. пчелиных семей. А уже в 2017 году этот показатель составил больше тысячи.
Ответственность за неправильное использование пестицидов прописана в Админкодексе, однако на деле все заканчивается оформлением протокола сотрудниками Госпродпотребслужбы.
«Мы ведем расследования, но пчеловодов чаще всего интересует возмещение материальных потерь от гибели пчелиного семейства. Но это возможно только через суд», — рассказал Андрей Жук.
В конечном итоге все эти проблемы мешают наращивать производство меда. Сейчас, согласно статистике, в стране производится около 60 тыс. тонн меда в год. Столько же Украина вывезла в 2016 году на экспорт.
«Мы считаем эту цифру заниженной, так как очень трудно подсчитать производство, когда 98% меда — продукт мелких пасек, многие из которых работают в тени», —рассказала замминистра аграрной политики и продовольствия Украины по вопросам европейской интеграции Ольга Трофимцева.
По оценкам министерства, реальное производство меда в нашей стране находится в пределах 70-80 тыс. тонн.
Чтобы стимулировать хозяйства к производству и дать им возможность накопить средства для развития, пчеловоды просят правительство нормативно урегулировать процесс выхода мелких производителей на внешние рынки.
«Это позволит экспортировать так называемые монофлорный мед (липа, акация, гречиха), а не «сборную солянку» гомогенизированного меда крупной товарной партией. Это позволит пчеловодам повысить свою рентабельность. Мы хотим, чтобы это было заюстировано приказом министерства», — заметила Татьяна Васильковская.
Также предлагается создать специальный ресурс, где были бы указаны все фермеры, где и что они применяют в качестве средств защиты растений. Чтобы можно было легче и контролировать процесс, и привлекать нарушителей к ответственности.
В Минагропроде считают, что нужно создать тандем производитель-экспортер. Это может быть залогом качества экспортной продукции.
«Открытие рынка для мелких пасечников очень важно. Сейчас мы работаем над открытием рынка Китая, идет переговорный процесс именно по меду. Несмотря на временный запрет ввоза в 2017 году, первая пробная партия была завезена, чтобы понять, как будет идти торговля. Ведь в странах Азии свои вкусовые предпочтения. Часть меда в 2016 году небольшими партиями продавалась в Японии. Там свои требования и довольно жесткие, но наши отдельные экспортеры могут это выполнить, надо развивать процесс», — рассказал UBR.ua Александр Лозовицкий.