Лето — не повод сложить руки: в июне наблюдался существенный прирост вакансий сразу в нескольких отраслях рынка труда, сообщают аналитики Международного кадрового портала HeadHunter Украина.
Об этом пишет Сегодня.
«Положительная динамика отмечалась в таких профессиональных сферах, как добыча сырья, наука и образование, транспорт и логистика, домашний персонал, а также, что неудивительно, — туризм, гостиничный и ресторанный бизнес. А в юридической сфере видим спад количества вакансий», — рассказывает специалист экспертно-аналитического центра HeadHunter Украина Екатерина Криворученко.
По ее словам, уровень конкуренции не изменился в сравнении с предыдущим периодом: на одно вакантное место, как и прежде, претендует три специалиста (hhИндекс — соотношение количества резюме к количеству вакансий). Самый высокий уровень конкуренции — среди менеджеров высшего звена, а также студентов и специалистов без опыта.
2016 год стал переломным для украинского рынка труда: количество вакансий увеличилось в три раза по сравнению с 2015-м. В 2017 году тренд сохраняется, но его динамика существенно ниже, говорит Татьяна Никитович, директор HR-провайдера Smart Solutions. По оценкам компании, прирост вакансий в І квартале 2017 года по сравнению с предыдущим составил 10%.
«По мере улучшения состояния рынка труда компании начали открывать вакансии. Хотя до ситуации, когда персонал переманивают существенно более высокими зарплатами, еще далеко, — рассказывает Никитович. — Большинство компаний, с которыми работает Smart Solutions, отмечают нехватку квалифицированных сотрудников и завышенные ожидания по заработной плате у кандидатов — работодатели по экономическим причинам не могут обеспечить соискателям потерянные за 2014—2016 годы доходы в долларовом эквиваленте».
В 2016 году спрос на рекрутинговые услуги был на достаточно низком уровне, а вот на 2017-й большинство компаний закладывали в бюджет расширение штатов, что отразилось в росте количества запросов на поиск персонала уже в I квартале. «Многие работодатели вернулись с крупными заказами в агросекторе, много диджитал-вакансий — в банках и онлайн-маркетинге, — рассказывает Татьяна Никитович. — Традиционно много заявок от крупного международного бизнеса, больших отечественных холдингов, а также компаний с иностранными инвестициями».
Больше всего заказов на подбор персонала поступает из агросектора, индустриальной сферы, медицинского рынка, фармсектора и IT-компаний. Менее активно, по данным HR-провайдера, но все же подбирают персонал банки и финансовые компании. Рекрутеры также отмечают рост спроса на временных рабочих. «В этой категории наиболее востребованы комплектовщики, грузчики, кассиры, сотрудники логистических и транспорных комплексов, рабочие, операторы call-центров, — сообщает Никитович. — Но сложность поиска такого персонала для работодателя в том, что они не ищут работу в интернете или на специализированных сайтах».
Тем временем Государственная служба статистики опубликовала свои данные за первый квартал текущего года, и из них выходит, что безработица в стране растет. Ее уровень, согласно методологии Международной организации труда (МОП), составил 10,1%, хотя еще год тому показатель был равен 9,9%. То, что безработица перевалила за десятку, своего рода антирекорд: даже на фоне падения ВВП в прошлые кризисные годы безработицу фиксировали на уровне 9,5—9,6%. С другой стороны — показатели безработицы в нашей стране не всегда адекватно отражают действительность, считает Дмитрий Боярчук, исполнительный директор CASE Украина, хотя оценки на основе методологии МОП всегда коррелировали с состоянием экономики. «Сейчас имеем странную ситуацию — ВВП пошел в рост (2,5% в 1-м квартале), а ситуация с безработицей при этом ухудшилась. Так не должно быть, — отмечает он. — Получается, что экономика в первом квартале, по сравнению с прошлым годом, потеряла 19,5 тыс. рабочих мест».
Интересно, по словам эксперта, что основной удар пришелся по женщинам: они потеряли 59,8 тыс. рабочих мест. А мужчины, наоборот, — получили 40,3 тыс.
«Среди событий, который непосредственно могли повлиять на рынок труда, — удвоение минималки. Это предварительные выводы по поводу роста безработицы на фоне роста экономики», — считает Боярчук.
Тем не менее данным Госслужбы статистики вполне можно доверять, говорит Боярчук. Официальная статистика говорит о росте безработицы, а сайты поиска работы — о росте количества вакансий, потому что они наблюдают два параллельных процесса, считает эксперт.
Маразм та диверсія: чому Україна сама собі заважає закуповувати зброю
3 черги: Укренерго оголосило графік відключень електроенергії на 19 листопада
Волкер про далекобійну зброю: Байден скасував рішення, яке ніколи не мало ухвалюватися
Від 32 гривень за літр: АЗС Київщини показали свіжі ціни на бензин, дизель та автогаз
«С одной стороны — экономика оживляется и появляется запрос на новых сотрудников, и это фиксируют сайты с вакансиями. С другой — бизнес адаптируется к новым условиям (подозреваем, что это новая минималка) и сокращает лишних, и эту тенденцию рекрутинг не фиксирует, — объясняет Дмитрий Боярчук. — То есть оживление экономики пока не смогло создать столько рабочих мест, чтобы компенсировать негативные последствия удвоения минималки».