Рост в Украину поставок топлива российского производства, сокращение российских поставок нефти в Беларусь, ударившее по белорусскому экспорту, а также наращивание производства топлива «Укртатнафтой» закладывают предпосылки для жесткой борьбы за украинский топливный рынок.
Об этом в своей статье для Зеркала недели пишет директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.
По его словам, уже в ноябре и декабре прошлого года поставки топлива с двух крупнейших направлений (белорусского и российского) практически сравнялись.
«Есть все основания ожидать, что в 2017 г. «дизельные» объемы «Роснефти», которые в Украину идут через швейцарскую компанию Proton Energy Group S.A., превысят 2,5 млн т и станут крупнейшим источником поставок «воюющей» страны», — указал он.
По мнению Куюна, сократив поставки нефти в Беларусь, Кремль увеличил поступления в свой бюджет, ударил по «балтийскому транзиту», а также нанес удар белорусским экспортерам, как по своим конкурентам на украинском рынке. Тем не менее, в Беларуси намерены сохранить свои позиции на украинском рынке, начав импорт нефти с альтернативных направлений.
«По имеющимся данным, концептуально Минск уже достиг договоренностей с Баку в лице государственной нефтяной компании SOCAR о долгосрочной поставке нефти на Мозырский НПЗ, расположенный у границы с Украиной. Сейчас речь идет о трех танкерах, или 240 тыс. т нефти в месяц, которая будет приниматься с моря и подаваться на белорусский НПЗ по системе нефтепроводов «Укртранснафты». Пока еще открыт вопрос, какой терминал будет принимать эту нефть — государственной «Укртранснафты» в Южном или «приватовского» «Синтез Ойл». Источники склоняются к Одессе, поскольку с прошлого года SOCAR стал оператором этого терминала, принадлежащего группе «Приват» и братьям Суркисам на паритетных началах», — отмечает Куюн.
Аналитик указывает, что данный проект был реализован в комплексе с договоренностями о ежегодной поставке 1,3 млн т азербайджанской нефти на кременчугскую «Укртатнафту», также контролируемую «Приватом».
«Почти 3 млн т нефти для Мозыря и 1,3 млн т для Кременчуга плюс трейдинг SOCAR на Черном море — это весьма неплохо для начала, тем более что есть перспектива увеличения поставок как минимум по первым двум направлениям. В свою очередь, «Укртранснафта» получит дополнительно около 4 млн т годовой прокачки, которые очень не помешают с учетом постоянно снижающихся объемов транзита и транспорта нефти внутренней добычи», — отмечает автор.
Куюн указывает, что дополнительная загрузка мозырского НПЗ каспийской нефтью теоретически позволит Минску рассчитывать на сохранение рыночных позиций, однако агрессивная политика российских экспортеров будет для этого серьезным препятствием.
«Ресурсы практически не ограничены, цены тоже», — цитирует автор заявление одного из международных трейдеров, касающееся «Роснефти» «Не даст скучать и «Укртатнафта», которая также наращивает производство. Царит оживление и на южных рубежах, где цены упали до уровня северных, а предложение на Черном море и в Средиземноморье постоянно растет. На первые роли тут выходит все тот же SOCAR и не чужой ему трейдер «Корал». Все это говорит о намечающейся острой борьбе за рынок, который вследствие такой конкуренции может потерять свою невесть откуда взявшуюся «премиальность»», — заключает Куюн, подчеркивая, что в этом не заинтересован ни один из продавцов.
По его мнению, в обострившейся конкурентной борьбе могут быть задействованы административные рычаги для устранения конкурентов и сохранения цены. Подобные процессы уже можно наблюдать на рынке сжиженного газа.