Вопрос — придется ли украинцам жить при свечах — пока завис в воздухе. Кабмин так и не рассмотрел вопрос введения чрезвычайного положения в энергетической сфере, на чем настаивали Антикризисный энергетический штаб и министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик.
Об этом пишет UBR.
Перечень чрезвычайных мероприятий предполагает снижение загрузки ТЭС, работающих на дефицитном антраците. Напомним, его поставки в Украину прекращены из-за блокады активистами железнодорожного сообщения с ОРДЛО, где добывается такой уголь.
По данным главы НЭК «Укрэнерго» Всеволода Ковальчука, имеющихся запасов в режиме экономного использования хватит примерно на 40 суток работы.
В качестве крайней меры правительство рассматривает вариант веерных (то есть, плановых) отключений потребителей в семи областях: Харьковской, Днепропетровской, Киевской, Черниговской, Запорожской, Сумской и Черкасской.
Директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский считает, что веерные отключения могут начаться гораздо раньше, и грозят не только перечисленным областям, но и другим регионам.
Собственно, веерные отключения — не новость для Украины, уже пережившей пять чрезвычайных положений в энергетике за последние два года.
«Судя по опыту 2014-2015 годов, диспетчеры энергосистемы самоустранялись от контроля. При этом за денежное вознаграждение они могли не отключать некоторые предприятия в округе. То есть, формально предприятие отключено, а по факту продолжает потреблять электроэнергию. Поэтому я не исключаю, что даже при наличии формального графика отключений от «Укрэнерго», могут быть аварийные автоматические отключения на ТЭС или местных подстанциях», — говорит Землянский.
По словам аналитиков, отключения начнутся гораздо раньше, чем через 40 дней. Энергетики будут вынуждены экономить и снижать нагрузку, чтобы не дать развалиться системе.
Экономический эксперт Всеволод Степанюк рассказал, что первыми будут отключать промышленных потребителей, кроме предприятий непрерывного цикла (домны, коксовые батареи), а также НПЗ и другие химпредприятия. Их потребление ограничивается до уровня так называемой экологической брони электроснабжения (минимальный уровень, обеспечивающий экологическую безопасность такого производства, скажем, работу насосов, фильтров и пр.). Кроме того, как и два года назад, ограничения в поставках энергии не коснутся стратегических госпредприятий в сфере телекоммуникаций и связи.
В самом крайнем случае, если процесс станет неконтролируемым, система разъединится и произойдет так называемый блэкаут (blackout). Тогда каждая работающая станция будет функционировать отдельно и повезет тем потребителям, которые находятся рядом с электростанцией.
«Это касается и АЭС, потому что без тепловой генерации атомные станции не справятся с нагрузкой. А значит проблема грозит не семи областям, как ожидают в правительстве, а всей стране», — полагает Валентин Землянский.
Українцям доведеться платити за в'їзд до Євросоюзу з 1 січня
Олександр Усик вдруге переміг Тайсона Ф'юрі: подробиці бою
МВФ спрогнозував, коли закінчиться війна в Україні
Банки України посилять контроль: клієнтам доведеться розкрити джерела доходів
Обычному потребителю мало интересны проблемы поставки угля или украинской генерации. Ему важнее знать, будет ли дома тепло и светло и сможет ли он жить в привычном режиме.
«Правительство, предлагая веерные отключения, фактически признало, что не сможет этого обеспечить», — отметил UBR.ua аналитик общественной организации «Публичный аудит» Тарас Галайда.
ТЭЦ производит и тепло (горячую воду), и электроэнергию. Если такое предприятие останавливается или делает упор на производство электроэнергии, то будут перебои с поставками тепла и горячей воды в районе, который запитан от такой ТЭЦ.
«Часть населения получает услуги центрального отопления, часть использует отопительные электроприборы или газовые котлы. В последнем случае отсутствие или перебои с электроснабжением могут создать проблемы с автоматикой котлов и работой насосов», — объяснил Валентин Землянский.
Будут проблемы и с транспортом. Например, в Москве в мае 2005 года из-за аварии в энергосистеме в ряде районов города свет пропал на несколько часов. В результате, около тысячи человек застряли в лифтах, а десятки тысяч — в метро. Со сбоями работали вокзалы и была парализована работа многих коммерческих и госпредприятий.
«Можно подумать, что в городе только трамваи и троллейбусы зависят от электросети. Автобусы и маршрутки также требуют заправки горючим, которое на АЗС раздают колонки с электрическим приводом», — заметил Тарас Галайда.
Впрочем, гендиректор сети АЗС «Параллель» Елена Хилиенко успокоила: если и возникнут перебои, то вряд ли будут массовыми и на стабильность работы заправок компании это не повлияют.
«При краткосрочном отключении будем использовать дизельные генераторы, которыми оборудованы наши АЗС и нефтебазы. Кассы и POS-терминалы оснащены gprs-модулями, которые включаются при отключении основного интернет-канала. Так что они будут работать, по крайне мере, пока функционируют базовые станции мобильных операторов», — говорит Елена Хилиенко.
В свою очередь, пресс-секретарь Vodafone Украина Виктория Павловская заверила, что плановые отключения электроэнергии не должны стать причиной перебоев со связью.
«Мобильная сеть работать будет. В случае прекращения подачи электроэнергии и после использования ресурса аккумуляторов, питание подается с помощью дизель-генераторов. Для этого закупается и поставляется на объекты связи дизельное топливо», — сообщила Павловская.
Впрочем, как отмечает президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Дмитрий Кулик, генераторы могут помочь лишь при непродолжительном отсутствии света. Но далеко не все АЗС оснащены подобным оборудованием. Поэтому утверждать, что все заправки будут работать в привычном режиме нельзя. Особенно это касается придорожных и сельских АЗС, где вряд ли есть дополнительное оборудование.
«В отдаленной сельской местности даже сетевая АЗС может быть не оснащена блоком резервного энергоснабжения. Кроме того, использование генератора — дорогое удовольствие. Поэтому предсказать, как поведут себя владельцы заправок в случае, если блэкаут затянется, — сложно. В целом, работы генератора хватает на 5-6 часов», — уточнил UBR.ua Дмитрий Кулик.
Если свет будет подаваться на заправки по графику, то через какое-то время они станут закрываться, что чревато очередями и общим ажиотажем. Ведь в такой ситуации автовладельцы будут стараться запастись топливом впрок.
Схожие картинки апокалипсиса эксперты рисуют и для обычных магазинов. Как считает Тарас Галайда, граждане, чтобы не толкаться в очередях супермаркетов в часы подачи электроэнергии (а иначе такие магазины работать не смогут), будут стараться закупить запасы самых ходовых товаров.
«На складах товара хватит на несколько дней ажиотажного спроса. А затем начнутся перебои с поставками как из-за проблем с транспортом (опять заправки), так и из-за возможной остановки некоторых предприятий. Поэтому даже в работающем магазине может не оказаться нужных товаров», — говорит Тарас Галайда.
Напомним, в декабре 2014 года уже были веерные отключения электричества, но, как потом поясняли в правительстве, многие случаи отключения облэнерго принимали самовольно, безо всякого графика и предупреждения потребителей.
Тогда Федерация работодателей Украины заявила, что около 90 предприятий из 8 областей понесли убытков на 20 млн грн. только за один день отключения энергоснабжения. Пострадали предприятий машиностроения, деревообрабатывающей промышленности, легпрома и пищепрома, производители торгового оборудования, картона и упаковочной продукции.
Из-за внезапных сбоев электропитания выходило из строя дорогое оборудование, портилось сырье и браковалась продукция из-за нарушения технологических циклов. А для запуска технологической цепочки порою требовалось вдвое больше энергии, чем для поддержания ее в рабочем режиме.
Меньше всего временные отключения энергии затронут финансовые сервисы. Как рассказал UBR.ua председатель правления Украинского процессингового центра (UPC) Антон Романчук, в ходе веерных отключений зимой 2015 года на протяжении двух недель (на два-три часа отключали свет), серьезных проблем не было.
«В целом система функционировала без сбоев: банкоматы работали, платежи ходили, интернет-сервисы банков работали. Но возможны, конечно, и точечные неудобства: могут не работать отдельные банкоматы, кассы и POS-терминалы в магазинах без света. Хотя всегда можно будет найти другой работающий банкомат или снять деньги в кассе банка», — заверил Романчук.