Бывший заместитель начальника Генштаба, генерал-лейтенант Юрий Думанский заявил о том, что Минские соглашения-1 имели шансы на выполнение именно потому, что не содержали политических требований со стороны так называемых ЛДНР. Но он вдруг почувствовал на себе, как в недрах существующей системы принимаются решения, идущие вразрез с интересами государства и своего народа.
Об этом генерал сказал в интервью Политкому.
Думанский входил в состав трехсторонней рабочей группы, которая занималась реализацией первых минских соглашений.
«К тому времени уже существовала дорожная карта — почасовой план отвода вооружение, и постепенного взятия под контроль так называемой ЛДНР. Вся оккупированная территория была разбита на 48 районов, где работали рабочие группы, с которыми мы поддерживали постоянную связь и осуществляли управление. Общий командный пункт был развернут в Дебальцево. Тогда еще не было четкой вертикали управления боевиками со стороны РФ. Главари террористических группировок действовали каждый на своем клочке и осуществляли там полный контроль, поэтому чтобы реализовать «Минск-1», мы должны были договариваться с каждым отдельно», — рассказал генерал.
По его информации, после переговоров с главарями боевиков под рабочим документом были все необходимые подписи: генерал-майора Ленцова со стороны РФ, Захарченко и Плотницкого со стороны так называемых «ЛДНР». Более того, этот документ подписал даже представитель ОБСЕ, хотя руководство офиса в Киеве запрещало ему это делать.
«Подписание происходило по плану, который был согласован с Генштабом, во время переговоров я раз десять выходил из комнаты, чтобы доложить ситуацию непосредственно начальнику Генштаба. Муженко, в свою очередь, докладывал президенту, и уже потом этот документ был подписан с нашей стороны. Постепенно мы взяли под контроль ситуацию почти на всей линии разграничения. Продолжалось прекращение огня, начали отводить военной техники согласно плану, на 15 километров в обе стороны. Но потом началось что-то непонятное», — рассказал Думанский.
Генерал отметил, что в конце ноября, когда он находился в Дебальцево, по закрытому каналу спецсвязи его вызвал начальник ГШ ВСУ Виктор Муженко.
«Он сказал, что я должен отозвать свою подпись, потому что это уже — «геополитика». Я его спросил: «Какая это геополитика? Мы же имеем реальный шанс восстановить территориальную целостность страны и навести конституционный порядок. Для этого есть все необходимое». Он ничего не ответил на мой вопрос, и отдал мне приказ, которому я, как солдат, должен подчиниться. Все это было зафиксировано. Запись этого разговора должна сохраниться», — заявил Думанский.
Генерал сообщил, что утром я позвонил Захарченко и Плотницкому и сказал им, что его подпись уже не имеет силы.
«Они сказали: «Мы вам поверили, товарищ генерал, и мы же реально начали выполнять. В чем проблема?» Я не давал им никаких объяснений, только сказал, что выполняю приказ. На второй день меня отозвали в Киев, заменили на другого генерала. В Киеве я имел еще один разговор с Муженко. Я сказал: «Товарищ начальник Генштаба, я понимаю всю глубину того, что происходит, как оно разворачивается, и внутри и снаружи, у меня есть понятие аналитики, и я вижу эти процессы. Но я не актер вашего кровавого представления», — рассказал Думанский.