Представители командования НАТО рассказали, что армия Судана перешла границу и не встречая сопротивления ливийских правительственных частей добралась до оазиса аль-Куфра. Суданцы не тронули инфраструктуру добычи нефти, а просто взяли под свой контроль самое южное месторождение Ливии.

Нефтяные поля юго-востока Ливии с самого начала войны стали объектом борьбы между правительственными войсками и оппозицией. В итоге мятежники практически потеряли контроль над нефтяными месторождениями, но периодически пытались его вернуть. Теперь, когда юго-восток Ливии контролирует Судан, оппозиция в Бенгази снова приободрилась, и заявляет, что восстановить поставки нефти в Тобрук можно будет «в течение нескольких недель».

Каким же чудесным образом части суданской армии оказались в Куфре? От суданской границы до заветного ливийского оазиса более 800 км! Дело в том, что армия Судана здесь находится уже около месяца, и перешла границу она ещё в мае.

Как сообщал «Военный Обозреватель» в начале мая суданские власти начали переброску дополнительных войск на северо-запад страны, якобы для подавления суданской мятежной провинции Дарфур. На самом деле часть этих войск, оправдываясь опасностью поставок оружия из Ливии в Дарфур, уже тогда начала рекогносцировку местности на юго-восточной окраине Ливии. Здесь не то что ливийские войска — человека встретить порой трудно. Поэтому армия Судана беспрепятственно просочилась на территорию сопредельного государства.

Эти перемещения суданской армии не прошли незамеченными для НАТО, представители которого просто закрыли глаза на введение суданских войск на территорию суверенного государства. Впрочем скорее всего между правительством Судана и НАТО было заключено негласное соглашение по этому поводу.

Полномасштабное развёртывание суданских войск на юге Ливии началось не вчера, как об этом сообщили английские журналисты, а примерно две недели назад — в середине июня. Именно тогда поступило сообщение о том, что несколько сотен граждан Чада бежали из Куфры в контролируемую ливийскими войсками Себху. Косвенным подтверждением сроков развёртывания суданских частей является последняя дата атаки правительственных войск на ливийских мятежников в районе нефтеносных полей Сарир — 12 июня. До этой даты мятежников здесь гоняли каждую неделю, после — сведений об активности ливийской армии не поступало.

С введением нового игрока (Судана) в ливийский конфликт обстановка здесь несколько изменится. С одной стороны у мятежников появилась надежда на контроль над нефтью, с другой стороны до реального контроля над чёрным ливийским золотом ещё далеко.

Роль Судана в ливийском конфликте и его отношение с западной коалицией становится более понятна в свете провозглашения через неделю, 9 июля, независимости Южного Судана. Вместе с суверенитетом южане получат и почти все крупные месторождения нефти Судана. Столица страны, вместе с правительством, останется на бедном ресурсами севере.

Район разграничения, не смотря на официальное признание со стороны Центрального правительства Судана, продолжает оставаться зоной напряжённости. Здесь не прекращаются столкновения между отрядами Южного Судана и частями, признающими власть центрального правительства. Разумеется раздел Судана на Северный и нефтеносный — Южный, не прошёл без ведома «большого брата» за океаном. Западные компании активно поддерживают раскол страны, чтобы воспользоваться южносуданской нефтью.

И вот в такой ситуации Судан негласно получает доступ к крупному ливийскому нефтяному месторождению. И это ясно всем. «Понятно, что суданцы получат теперь долю во вновь возрождающемся рынке ливийской нефти» — пишут британские журналисты.

warsonline.info