В Сирии вступил в силу режим прекращения огня. Соответствующие договоренности между США и РФ учитывают прежде всего интересы Москвы, считает эксперт по Ближнему Востоку Бенте Шеллер.

Вечером в понедельник, 12 сентября, в Сирии начали действовать договоренности, ранее достигнутые Россия и США, о прекращении огня между правительственными войсками и повстанцами. В первую ночь ситуация в зоне боевых действий оставалась относительно спокойной. В интервью DW немецкий эксперт по Ближнему Востоку, руководитель бейрутского бюро Фонда имени Генриха Бёлля (Heinrich-Böll-Stiftung) Бенте Шеллер (Bente Scheller) оценила шансы на соблюдение режима прекращения огня и установления мира в Сирии.

DW: В последние дни перед перемирием стороны конфликта в Сирии усилили атаки, что привело к многочисленным жертвам в Алеппо и Идлибе. Насколько реалистичной вы считаете поставленную цель?

Бенте Шеллер: Это как раз типичная ситуация, когда перед началом перемирия боевые действия максимально усиливаются. Последние выходные были ужасными для жителей Алеппо, а также окрестностей Дамаска, где имели место бомбардировки с применением кассетных бомб. Я думаю, что стороны конфликта, в особенности режим сирийского президента Башара Асада и Россия, пытались провести как можно больше атак, прежде чем наступит перемирие.

— Будет ли соблюдаться режим прекращения огня?

— Еще в начале этого года в Сирии уже объявлялось перемирие, но тогда боевые действия не прекратились. Хотя тот режим прекращения огня, который до сих пор не был официально отменен, принес облегчение мирным жителям, он все же никоим образом не привел к достижению мира.

— Какие стороны конфликта, по вашему мнению, не станут придерживаться достигнутых договоренностей?

— Целый ряд повстанческих группировок не был вовлечен в процесс переговоров. Возможно, многие из них не посчитают нужным соблюдать перемирие, в особенности в том случае, если сирийский режим и Россия продолжат атаки.

— Цель перемирия — в первую очередь обеспечение поставок гуманитарной помощи в осажденные районы Сирии. Что конкретно это означает для жителей Алеппо?

— Думаю, речь должна идти прежде всего о гуманитарном конвое. Насколько это реалистично, выяснится позднее. В настоящее время предметом обсуждения является не прекращение осады, а только гуманитарные поставки в специально выбранные места. Это может незначительно облегчить ситуацию, но не решит вопрос предоставления беспрепятственного доступа для гуманитарной помощи.

— США и Россия намерены начать совместную операцию против террористических группировок, если режим прекращение огня продержится семь дней. При этом долгое время Москва и Вашингтон не могли достичь согласия о том, кого именно в регионе следует считать террористами. Будет ли их сотрудничество успешным?

— Россия и США по меньшей мере совместно возьмутся за борьбу с террористами — но в соответствии с российскими приоритетами. Москва всегда проводила бомбардировки под предлогом того, что на той или иной территории якобы находятся боевики «Фронта ан-Нусра» (новое название — «Джебхат Фатах аш-Шам». — Ред.) или другие экстремисты. Если США дадут вовлечь себя в эти действия, то сложится непростая ситуация, так как жертвами их атак станут многие мирные жители и другие повстанческие группировки. Это было бы контрпродуктивно с точки зрения достижения основной цели — установления мира во всей Сирии.

— Если США и Россия сконцентрируются на борьбе с «Исламским государством» и другими террористическими группировками, то сирийский президент Башар Асад больше не будет находиться на линии огня?

— Он уже не находится на линии огня. Сирийский режим в наименьшей степени вовлечен в боевые действия на севере Сирии и извлекает из этого большую выгоду. В принципе, режим Асада выигрывает от перемирия. Вопрос только в том, в какой мере он сможет воспользоваться этим, ведь Асад понес большие потери, если говорить о фактическом контроле. Его войска ослаблены. Поэтому на стороне режима сражаются различные группировки, часть из которых находятся в террористическом списке США. Об этом нельзя забывать.

Популярні новини зараз

Укренерго оприлюднило графік відключень світла на 25 листопада

“Помру у боротьбі за свободу”: Хав'єр Мілей про радикальні реформи в Аргентині, війну з соціалізмом та надії на Трампа

АЗС знизили ціни на бензин та дизель на початку тижня: автогаз продовжив дорожчати

Путін скоригував умови припинення війни з Україною

Показати ще

— Госсекретарь США Джон Керри и министр иностранных дел России Сергей Лавров говорили о «поворотном моменте» для Сирии. Может ли нынешнее прекращение огня стать первым шагом к установлению мира?

— Я отношусь к этому скорее скептически. Думаю, что режим прекращения огня ни на шаг не приблизит разрешение конфликта. Для мирного населения всегда хорошо, когда хотя бы на время бомбардировки становятся менее интенсивными.

Но поиск решения проблемы подразумевает проведение переговоров, в ходе которых выслушиваются позиции всех задействованных сторон, и всем участникам предоставляются определенные права. В данный момент все выглядит так, будто в соответствии с пожеланиями России происходит усиление позиций режима Асада. А он в свою очередь постоянно сопротивлялся любым малейшим попыткам провести переговоры и усилиям по установлению мира.

Источник: Deutsche Welle