Итак, давно обещанная девальвация началась. Хорошо это или плохо? Для кого — как, конечно, но если говорить об экономическом развитии Украины, то скорее хорошо. Проблема в том, что девальвация сильно запоздала. МВФ рекомендует нам перейти к свободно плавающему курсу. Тоже неплохо, но поздно.
Египетские мастера погребальных дел тоже считали, что в потустороннем мире их царственный клиент воспользуется плодами их искусной работы. Дело в том, что финиш украинской клептократии был задан еще в середине 2000-х гг.
Смены власти в 2006-7, и в 2010-м году, к сожалению, не повлияли как-либо заметно на магистральную самоубийственную линию.
В 2005 году — негативное сальдо торговли товарами 1,9 млрд долл. В 2006 — уже 6,7 млрд. В 2007-м — 11,4 млрд. В 2008-м — 18,6 млрд. В 2009 году — принудительная девальвация, и 5,7 млрд. Уроки не выучены: в 2010 — негативное сальдо составило 9,3 млрд, в 2011 — 14,2 млрд, и за январь-сентябрь текущего года — 11,47 млрд.
Вдобавок у нас давно наметился дефицит текущего счета (в сентябре — 1,3 млрд долл.), семь миллионов занятых за рубежом уже не в силах обеспечивать приличный фасад для реляций малокомпетентного правительства. А ведь это минимум два миллиарда евро в месяц.
Сама по себе девальвация способна лишь чуть улучшить условия торговли для украинских экспортеров. И то — временно. Но теперь они испытывают давление со стороны государства — продажа 50% валютной выручки. Когда-то это была действенная мера наращивания резервов, но в нынешних условиях тотальной дерегуляции для бизнеса богачей, иностранного контроля над экспортирующими активами, она вызовет немалое сопротивление, а платежи в бюджет упадут.
Сократятся и платежи импортеров.
В среднесрочной перспективе возможны лишь два пути преодоления рецессии, впрочем, те же, что и всегда: либерализация или национализация, с соответствующими налоговыми и институциональными реформами.
Однако, нынешняя власть является властью «специальных интересов», с доминированием одного конкретного интереса, всем известного. Увы, это не ответственное народное (национальное) правительство. Отсюда и его неспособность решить хотя бы какой-то вопрос в широких общественных интересах. Оно будет повышать тарифы, чтобы получить кредиты МВФ и других МФО, распродавать принадлежащие народу ресурсы, «сбрасывать социальный балласт». Без ликвидации клептократии бессмысленно говорить даже о концепции оптимальных реформ.
Необходимы реальные политические и общественные перемены.