Митингующие требовали от МВД признать, что нападение на Шапошникова связано с его профессиональной деятельностью, и возбудить уголовное дело по статьям: похищение, пытки, препятствование журналистской деятельности. В милиции считают, что произошло ограбление. Впрочем, парень заявляет, что его «заказал» кто-то из МВД, дело могут квалифицировать как нападение на журналиста, а центральным СМИ дали указание замалчивать этот резонансный случай. Корреспондент Deutsche Welle посетила Ростислава Шапошникова в больнице.

DW: Ростислав, сегодня проходит акция. Это вы призывали своих единомышленников?

Ростислав Шапошников: Было предложение активистов «Дорожного контроля» провести акцию, то есть они решили, что нужно собраться и выразить протест против того, что милиция не желает нормально проводить следствие по этим преступлениям. И виноваты не следователи, которые непосредственно занимаются расследованием, а руководство, что не способствует объективному расследованию. Мы почти уверены — заказчиком этого преступления был сотрудник милиции, представитель МВД.

Я занимаюсь исключительно раскрытием преступлений сотрудников Госавтоинспекции, а также других представителей власти — прокуратуры, судей — в сфере дорожного движения. Сосредотачиваемся на 90% в ГАИ. Не занимаемся гражданскими, фиксацией их правонарушений, то есть какой-то злобы или мести с их стороны быть не может.



Расскажите, что с вами действительности произошло?

Ограбления не было. Грабитель должен хотеть что-то украсть, но кто знал, с чем я выйду на улицу? У меня были только два стареньких мобильных телефона, два видеорегистратора, видеокамеры и документы. Не такие уж и ценности. Кроме того, меня похитили из-под дома и у преступников — они меня раньше не видели — была моя фотография. Я вышел из подъезда, и буквально в 10 метрах у меня стоит авто, у него днем меня схватили. Потом вывезли, начали жестоко избивать. Уже в машине разбили лицо. А в лесу били ногами.

Нападавшие при этом что-то Вам говорили?

Я их спросил, что я им плохого сделал. Прозвучало: «Нам нечего. Мы только исполнители». Итак, этих людей наняли, чтобы меня избить или убить. Не знаю, чего они хотели добиться. Но я лично конфликтов в жизни не имею, нигде особо не гуляю. Все время занимаюсь только «Дорожным контролем».

Пишут, что вы журналист и правозащитник. Вы говорите, профессионально занимаетесь этой деятельностью, то кем вы на самом деле являетесь?

Юридически я являюсь соучредителем Всеукраинской правовой газеты «Дорожный контроль», и я являюсь журналистом своей же газеты. В Украине нельзя зарегистрировать интернет-издания как СМИ, поэтому мы зарегистрировали печатную газету «Дорожный контроль». Но есть и интернет-версия нашей печатной газеты. Защищаю интересы граждан от противоправных посягательств сотрудников милиции, ГАИ, прокуратуры в области дорожного движения. Часто представляю интересы людей в судах в резонансных преступлениях, имею юридическое образование.

А за счет чего вы живете и финансируется издание?

Приносит прибыль интернет-сайт, благодаря рекламе, помогают сами активисты — там есть рубрика «помочь проекту», т.е. достаточно, чтобы заправить авто, купить поесть. Не нужно же денег тратить, чтобы написать статью в интернете. Следует оплачивать только хостинг, это 430 гривен на месяц. Остальное – материалы, которые снимают активисты, водители и журналисты. Мы их размещаем. Публикуем то, что видим ежедневно на дорогах, то, что мы получаем путем своих личных расследований.

Насколько массовым является это движение?

Популярні новини зараз

Абоненти "Київстар" та Vodafone масово біжать до lifecell: у чому причина

Маск назвав Шольца "некомпетентним дурнем" після теракту у Німеччині

40 тисяч гривень в місяць та понад рік на лікарняному: названі ключові зміни у соціальному страхуванні

Від Київстар та Vodafone до lifecell: масове перенесення номерів довелося зупинити

Показати ще

Движение является массовым, это, в частности, видно и по посещаемости интернет-издания «Дорожный контроль», и по количеству активистов на форуме. Это сотни активистов по всей стране, тысячи водителей, которые просто поддерживают, являются читателями, десятки тысяч людей, которые так или иначе каждый день сталкиваются с сотрудниками ГАИ, снимают противоправные действия и затем направляют эти материалы нам, размещают на форуме.

Поддерживают эту деятельность политики и богатые люди?

«Дорожный контроль» появился в декабре 2008 года, когда у власти был Виктор Ющенко и министр Юрий Луценко. Мы защищали тогда водительские права и воевали против руководства ГАИ и МВД против их незаконных инициатив. Изменилась власть — методы работы не изменились. Политики меняются, «Дорожный контроль» остается, нам все равно, кто при власти. Нас никто не финансирует, это невыгодно. За 3,5 года существования никто не предоставил фактов, что «Дорожный контроль» кто спонсирует или поддерживает.

Что вас лично подтолкнуло к этой деятельности?

Во-первых, я с 2006-го года работаю журналистом, вожу автомобиль. Когда подняли штрафы в 2008 году в 10-20 раз, я, как водитель, ездил по дорогам и сталкивался с ситуациями, когда инспекторы начинали штрафовать водителей на 300-400 гривен за мелкие правонарушения: под знаком остановился, за 5 метров до перехода остановился. Стал фотографировать гаишников, снимать факты нарушения правил движения патрульными авто и публиковать в интернете. Хотел показать обществу, что гаишники штрафуют людей, но и сами нарушают. Так, давайте будем честными? Если штрафуете, то вы тоже платите штрафы. Чтобы эта информация не распылялась, решил открыть сайт roadcontrol.org.ua и на одной странице выкладывать эти материалы. Так появилось много водителей, которые также заинтересовались этой проблемой и пострадавших, обратившихся за помощью так как против них было совершено различные противоправные действия, преступления, сотрудниками ГАИ. Я как человек, которому это было интересно, стал бесплатно расследовать их дела, и в итоге открылась целая система коррупции и преступлений этой структуры. Мы все больше доказываем, что ГАИ Украины — насквозь коррумпированная преступная организация. Сама система построена только на преступлениях. Они не могут работать по закону.

Скажите, какие основные виды нарушений или преступлений, которые, по вашим данным, совершают гаишники?

Фальсификация административных дел, когда складываются админматериал без факта нарушения, без доказательств. Люди вынуждены платить деньги за то, чего не совершали. 95% выписанных штрафов составлены с нарушением административного кодекса. Второй вид правонарушений — очень прибыльно — это фальсификация «пьяных за рулем». Очень часто штрафуют за отказ, когда берут подставных свидетелей, которые свидетельствуют, что водитель отказался проходить медосмотр. Я выигрывал неоднократно суды и против управления ГАИ города Киева, и против отдельных инспекторов. И доказывал, что гаишники фальсифицируют такие дела.

Еще один вид нарушений — частные штрафплощадки. Это уровень районных и городских начальников. Создаются частные штрафплощадки на подставных лиц, и по 200-300 гривен в сутки загоняют машины и зарабатывают десятки миллионов гривен в год прибыли из этих штрафплощадок. Основное руководство Госавтоинспекции — это Управление ГАИ генеральский состав, — занимаются заработком путем откатов. Например, закупают измерители скорости по более дорогой цене и с этого зарабатывают миллионы.

Были выделены миллионы гривен на создание единой системы админпрактики. И вот недавно прокуратурой Киева возбуждено уголовное дело по факту хищения предыдущим руководством ГАИ Украины средств на создание этой админпрактики. Сейчас опять выделили деньги, и руководство ГАИ говорит, будто эта система заработает, но деньги, по моей информации, вновь разворовали. То есть, выделяются бюджетные средства, и их по фиктивным договорам разворовывают, это уровень Департамента ГАИ. Все эти факты, начиная с уровня рядового инспектора, по фальсификации мелких админпротоколов к хищению бюджетных средств, проводим расследование и публикуем на сайте. Естественно, что все это мешает руководству ГАИ зарабатывать деньги. Поэтому им ничего не остается, кроме как нас физически ликвидировать.