В январе правительству было совсем не до бюджета: накал предвыборной гонки дошел до точки кипения. Соответственно, вполне предсказуемым было одно из первых поручений новоизбранного Президента Украины Виктора Януковича к Кабмину — подготовить проект бюджета в предельно короткий срок. Однако отведенного на это календарного месяца для вынесения в сессионный зал принципиально нового документа явно было недостаточно.

На данный момент страна живет по «росписи»-2009. И, несмотря на заявления о необходимости проведения международного аудита результатов финансовой деятельности Кабмина Тимошенко, уже сейчас очевидно — такая работа быстро не может быть сделана. Даже если в результате проверок какие-то средства и будут найдены, то их рациональнее будет учесть в июле, при коррекции бюджетных показателей.

Принять и не выполнить?

В таких условиях бюджет-2010 будет «верстаться» на основании «старых» данных. Мало того, нынешний Кабмин вынужден будет любыми путями повышать наполняемость бюджета как минимум для выполнения текущих обязательств и обслуживания госдолга. За счет чего это может быть сделано? Попробуем разобраться.

Во-первых, уже сейчас понятно — бюджет-2010 будет таким же невыполнимым, как и предыдущий. И не выполнен он будет не в силу каких-либо просчетов нынешней власти или нежелания Кабмина работать профессионально. Проблема выполнения бюджета лежит в плоскости неэффективной системы государственного управления, сложившейся за последние 19 лет. Существующие структуры банально не готовы к работе в условиях кризиса, и любые решения, принимаемые на уровне правительства, будут «пробуксовывать» на более низких уровнях вертикали исполнительной власти.

Во-вторых, без проведения реформ в экономике в целом и изменения фискального законодательства в частности не следует ожидать каких-то изменений в структуре и объеме поступающих в бюджет средств от налогов и сборов. Напомним, что новый Бюджетный кодекс глава Кабмина Николай Азаров пообещал представить только к 2011 году.

В-третьих, даже если реформы и начнутся, то позитивный эффект от них не может быть мгновенным. Пройдет как минимум два-три года, прежде чем новая система заработает в более-менее нормальном режиме.

В-четвертых, правительству Азарова придется сначала латать дыры, доставшиеся в наследство от Кабмина Тимошенко, а лишь затем выстраивать нечто новое. Поэтому многие доходные статьи будущего бюджета можно предсказать уже сейчас.

В-пятых, поскольку за разработку экономических инноваций, да и весь экономический блок в Кабмине отвечает Сергей Тигипко, то часть новшеств будет привнесена именно из его либеральной программы. Особенно нерациональны идеи относительно повышения стоимости газа и услуг ЖКХ для населения при полном отсутствии даже стратегического видения реформы ЖКХ. Поэтому совсем не факт, что вносимые изменения могут сработать именно так, как было задумано.

Где взять больше?

Для преодоления бюджетного дефицита Кабмину придется найти как минимум порядка 10 млрд. грн. только в виде налоговых поступлений. Очевидно, что часть этих денег будет получена путем повышения ставок налогов и сборов и введения новых норм отчислений. В первую очередь это коснется платы за использования недр, специального водопользования, геологоразведочных работ. Таким образом, правительство за счет индексации уровня оплат получит дополнительно порядка 1 млрд. грн.

Следующим очевидным шагом станет продолжение политики, направленной на повышение акцизов на алкоголь и сигареты. Поступления от увеличения фискальной нагрузки на «сигаретчиков» позволят получить еще около 1 млрд. грн. Заметим, что после повышения акцизов сигареты в Украине станут (в сравнимых величинах — по отношению к средней зарплате) дороже, чем в Европе, хотя номинально они все еще будут дешевле.

Увеличится и ставка рентной платы на нефть. Она будет привязана к усредненным мировым ценам и, скорее всего, корректирующий коэффициент ее будет рассчитываться, исходя из цены на нефть в 550—600 грн. за баррель. Такое новшество позволит снизить риски для бюджета в случае сильных колебаний цены на нефть и даст возможность заработать правительству порядка 1,4—1,5 млрд. грн.

Следует также ожидать введения изменений в налоговое законодательство, направленных на дополнительное налогообложение богатых. Пока этим, по слухам, занимаются консультанты вице-премьера-реформатора. Так, в частности, предлагается обложить налогом на роскошь нововведенное и приобретенное жилье, площадь которого превышает 200 кв. м (по ставке 20 грн. на год за каждый квадратный метр такого превышения). Эффективность такого «новшества» достаточно невелика — порядка 100 млн. грн.

Популярні новини зараз

ПА НАТО закликала якнайшвидше прийняти Україну до Альянсу

ПФУ розповів, де проживають найбідніші пенсіонери в Україні

Виплати добігають кінця: що відбувається з фінансуванням пенсій, субсидій та лікарняних

Залужний сказав, коли Росія вдарить із новою силою

Показати ще

От «налога на роскошь» пострадают все владельцы дач и приусадебных участков размером свыше 30 соток. «Налог на дачи» может дать дополнительно порядка 50 млн. грн. Ударят новые налоговые инициативы и по владельцам автомобилей стоимостью свыше 50 000 евро. Приобретения бюджета здесь можно оценить в 100 млн. грн.

Повысится также акциз на высокооктановый бензин и сигариллы с сигарами. В число подакцизных товаров попадут и предметы роскоши (сейчас предполагается, что под таковыми имеются в виду яхты, самолеты, вертолеты и произведения искусства, но что будет включено в данный перечень в реальности — неясно). Суммарный эффект от такого нововведения даст в бюджет еще порядка 100—110 млн. грн.

Оценивая общую эффективность «налога на роскошь» в таком виде, можно заметить, что результативность от его введения, по сути, мнимая. Возможность получить дополнительно 350—360 млн. грн. может быть полностью перекрыта сложностью администрирования данного налога и ростом числа представителей фискальных органов и сотрудников таможни. Так что эффект будет скорее всего в плоскости того, что система налогообложения начнет мигрировать в сторону дифференцированной: когда богатые платят больше, чем бедные.

Пить и говорить станет дороже?

Очевидно, что основные средства поступят от совершенно иных изменений в фискальной политике. Например, от увеличения ставок акцизов на коньяк и коньячные спирты (до уровня водки) и на алкоголь вообще. Таким образом планируется получить порядка 750 млн. грн.

Одна из идей «реформаторов» — обложить дополнительным акцизом вообще все виды бензина (кроме А-98, о котором речь шла выше) и отдельно — сигареты с фильтром. За каждый литр бензина придется заплатить как минимум на 50 копеек больше, а цена пачки сигарет возрастет как минимум на 20%. В результате бюджет может получить порядка 4 млрд. грн. Если кто-то думает, что при этом отменят транспортный сбор или улучшится качество дорог, а бензин перестанут разбавлять ослиной мочой, по примеру известного героя «Джентльменов удачи», то они ошибаются.

В убытке будут также все владельцы мобильных телефонов, так как операторов мобильной связи заставят платить за использование радиочастотного ресурса в 8—10 раз больше, чем сейчас. Да, возможно это и принесет в бюджет 1 млрд. грн., но насколько уменьшатся поступления от налога на прибыль? Простая логика подсказывает, что увеличение стоимости права пользования частотами непременно скажется на стоимости разговоров. Люди будут меньше разговаривать по мобильному телефону, а следовательно, доходы компаний уменьшатся.

Весьма оригинальной инновацией может стать увеличение в четыре раза сбора за использование воды при производстве напитков. Да, в теории это сможет принести в бюджет порядка 1 млрд. грн., в таком случае существует высокий риск того, что местные производители проиграют в конкурентной борьбе импортерам. Заметим, что в соседней Польше продукты питания и так в два-три раза дешевле, чем в Украине.

Говорят, что не все из идей экономического вице-премьера премьер-министру нравится, что это послужило препятствием для вынесения проекта в зал в оговоренные ранее сроки.

Еще одним инструментом для наполнения бюджета может стать изменение ставки налога на рекламу. Однако в этом случае явное преимущество получают транснациональные корпорации и компании-монополисты, которые могут себе позволить увеличить цену на свою продукцию без особого риска уменьшить прибыль. Средний и мелкий бизнес в этом случае проиграет, а доля его в общей структуре ВВП (и без того низкая) снизится.

Как потратим?

Но бюджет — это не только доходы. Расходы в 2010-м явно будут выше, чем в 2009 году. Кабмин получил в наследство гигантский внешний и внутренний долг, только на обслуживание которого уйдет несколько миллиардов гривен. А если учесть, что в конце апреля — начале мая надо будет погашать краткосрочные ОВГЗ, наштампованные предыдущим руководством Минфина, то сокращение расходов будет также первоочередной задачей правительства.

Поскольку в последние годы из-за постоянной политической нестабильности и частых выборов едва ли не самой значительной частью расходных статей стали социальные выплаты, то очевидно, что сокращения пойдут именно в этой части бюджета. Инициатива Кабмина по ограничению максимального размера пенсий «потолком» в 10 тыс. грн. выглядит вполне обоснованной, однако логичнее было бы не закладывать в проект бюджета конкретную сумму, а установить предел получаемой из солидарной системы пенсии в виде мультипликатора к размеру минимальной пенсии.

Возможно, в скором времени встанет вопрос о монетизации части льгот и сокращении общего числа льготников. На данный момент в Украине таковых насчитывается порядка 19 млн. человек, что превышает общее число всех занятых в экономике граждан. Такого количества «социальщиков» нет нигде.

К сожалению, сбалансировать бюджет только за счет внутренних ресурсов вряд ли удастся. Как ни поднимай налоги и не сокращай расходы — дефицит будет очень высоким. И здесь потребуются внешние заимствования. Будут они сделаны на западе или на востоке, не столь важно. Основной фактор, на который следует обращать внимание, это стоимость кредитного ресурса. И стоимость не только номинальная (в долларах, евро или рублях с юанями), а комплексная — включая как экономическую, так и внешнеполитическую составляющую.

Кроме того, правительству и Национальному банку, возможно, придется пойти на «подкачивание» экономики эмиссионными деньгами. Такой поворот событий нельзя исключить, особенно если учесть активный интерес международных спекулянтов к краткосрочным украинским ОВГЗ. Именно продажа ОВГЗ привлекает сейчас в Украину спекулятивный капитал и насыщает закрома НБУ долларами (в значительной мере именно поэтому «укрепляется» курс гривни). Но «болеутоляющие финансовые пилюли» могут спровоцировать серьезный бюджетный кризис уже осенью 2010 года. И этот риск надо обязательно учитывать при рассмотрении проекта бюджета-2010.

Мнение эксперта

Василий Юрчишин директор экономических программ УЦЭПИ, доктор наук

Каким должен быть проект бюджета в стране, которая уже четыре месяца живет вне бюджетной росписи на текущий год?

— Он должен быть привычным. Раз уж так получилось, что мы живем в той же системе, в которой жили и предыдущие годы, из этого нужно исходить. Статистическая информация за три месяца подтверждает сравнимость общей картины нынешнего и прошлого года. С бюджетом ничего не меняется. Нет ни налоговых изменений, о которых говорилось ранее; ни нового фискального администрирования. На текущий год перешли все стандартные проблемы: с возмещением задолженности по НДС, накоплением долгов по заработной плате, недобором или переплатой налогов.

Можно ли совместить этот бюджет и начало реформ?

— Будем реалистами: очень многие начинания и трансформации вряд ли могут быть реализованы в этом году. Если мы будем придерживаться рамок законодательного поля, то изменения в налоговую систему должны голосоваться за полгода до их введения. Потому лучший вариант будет, если нововведения появятся сначала в Бюджетной резолюции, которая в рамках действующего Бюджетного кодекса представляется на рассмотрение парламента в июне—июле. А затем будут приняты законы, чтобы опираться на них в августе при составлении бюджета на следующий год.

Другие модификации, не связанные с налоговой системой и внесением изменений в законы, могут быть введены раньше волей правительства. Например, дерегулирование экономики, уменьшение количества проверок хозяйствующих субъектов и т. п.

Из слов премьер-министра я делаю вывод, что 2010 год — стабилизационный, когда требуется систематизировать управление экономикой, очистить государственные финансы от многих задолженностей и ручного распределения. Поэтому если в этом году такая расчистка произойдет, уже одно это будет очень неплохим достижением.

При подготовке бюджета этого года приходится считаться с мнением МВФ. Фонд требует свети вместе все дефициты (включая дефицит «Нефтегаза») и сделать так, чтобы они не превышали 6%. Из чего должен, по вашему мнению, состоять дефицит бюджета?

— Я считаю, что в нынешних условиях консолидировать все дефициты — это разумный шаг, если стремиться к прозрачности государственных финансов. Вообще, на мой взгляд, основная беда — не столько величина самого дефицита, сколько то, что он остается непрозрачным. Это нужно менять в первую очередь.

Ссылка на большие дефициты в других странах (дефицит бюджета прошлого года в США — 10%), некорректны. Ибо там достаточно четко и понятно указаны источники финансирования. У нас же такого ясного источника финансирования дефицита бюджета пока нет.

Так что 6—7% — это нормально. Это не 4%, как говорили еще недавно западные эксперты, и не 10—12%, как хотят наши. Мы не можем второй год подряд позволить себе такой колоссальный дефицит, да еще и с непрозрачным финансированием. А средний по масштабам дефицит сможет реанимировать приватизацию, активизировать механизмы внутренних и внешних гособлигаций. Кстати, рынок ОВГЗ потенциально привлекательный, он играет важную роль и может реально дать значительные ресурсы, но необходимо, чтобы в покупке ОВГЗ принимали участие не только крупные банки.

Уже известны (пока предварительно) источники бюджетных дополнительных доходов: акцизы на водку и сигареты, рентная плата за нефть, налог на роскошь. Это те новые ресурсы, которые обозначило правительство. Как вы оцениваете тенденцию? Богатые заплатят за бедных?

— Я считаю, что успех экономических трансформаций возможен только в том случае, если богатые ЗАХОТЯТ платить за реформы. Что называлось средством получения дополнительных бюджетных доходов? Пенсионный возраст поменять, коммунальные платежи повысить, добавить акцизы. И часто гораздо больше от этого страдали малообеспеченные.

Президент, снизив себе зарплату, как бы задал тон готовности власти отказаться от льгот и привилегий. Странно читать, что состоятельные политики платят 50% коммунальных услуг или имеют льготы на проезд. Да, богатые должны платить дифференцированные тарифы на воду за сверхвысокое потребление. Да, нужно облагать налогом дорогие строения и жилье огромной площади. Не дачные участки, а латифундии.
Если мы начинаем говорить о реформе налогообложения, то стоит подумать о возвращении к прогрессивной ставке налогообложения. Не радикально, конечно, но предельные ставки должны быть около 30—35%.

Пока неясно, сколько точно может принести налог на недвижимость. Есть разные оценки — от нескольких десятков миллионов до нескольких десятков миллиардов. Но даже если на первых порах денег будет немного, мы сможем проверить готовность богатых платить.

Не требуется много усилий — заставлять бедных выводить из тени доходы в три копейки. Но когда при этом власть говорит, что «всей семьей на наряды собирает», это вызывает недоверие. А не будет доверия — ничего не будет.

Удастся ли выполнить бюджет?

— Я думаю, что удастся. В принципе хорошо, что правительство пошло по консервативному сценарию и заложило невысокий прогнозный рост ВВП, умеренную инфляцию и т. п. Если все дерегуляционные начинания действительно будут реализовываться, если под Евро-2012 все же удастся привлечь внешние ресурсы, если иностранные и отечественные капиталы простимулируют различного сорта инвестиционные проекты… То со всеми этими «если» рост может составить не 3—4%, а до 5%. И бюджет мы выполним. Но даст ли он толчок экономическому развитию? Это будет видно уже в следующем году…

Гаврилечко Юрий, «Хвиля», для Киевского телегафа