В последнее время на политической арене начал проявлять все большую активность Виктор Медведчук. Почему?

Мне кажется, что Медведчук решил стать президентом Украины. Это не столь неожиданно, как может показаться. Об этом говорили еще год назад, когда он начал давать интервью, стали появятся его публикации. На такой вывод наталкивают несколько моментов, в том числе, это причина, почему он не участвует в ближайших парламентских выборах.

Виктор Медведчук, как и все мы, считает, что в стране все плохо. Он заявляет, что от Украины осталась только вывеска. Путь к изменению ситуации он видит только через смену власти и себя во главе новой, пусть и не говорит это публично. Для смены власти в нашей стране надо выиграть президентские выборы или стать иным руководителем государства (если, к примеру, изменят конституцию). Можно сказать, что Медведчук целенаправленно идет в направлении к креслу руководителя государства.

Во-первых, он готовит широкую платформу, которая в нужный момент заявит о себе и скажет: мы – единственные представители народа, на нас можно опереться. Будь это «Украинский выбор» или другое общественное движение. Политик подчеркивает, что оно создается снизу: в какой-то момент группа людей начинает собираться и объединяться, появляется местная ячейка движения. Так происходит по всей стране. На голосовании эти группы людей избирают лидеров, во главе всей пирамиды волей народа становится Виктор Медведчук, который и делает сейчас всего ничего, как он говорит, – тратит миллионы лично заработанных долларов на пропаганду «Украинского выбора».

Понятно, что как серьезный организатор, который создавал партию, был главой администрации президента, как успешный бизнесмен, человек более 20 лет в политике, он не будет просто разбрасываться деньгами. Строится четкая организационная модель.

Я имел возможность в этом убедится, побывав на конференции, посвященной федерализму. Видно, что группа людей-организаторов очень жестко все держала в руках: только кто-то пытался сделать шаг влево-вправо, сразу интересовались: а вы что, против нас?

Во-вторых, Виктор Владимирович не создает партию, говорит, что против этого. Он, как и большинство экспертов, предполагает, что будущему парламенту не удастся продержаться пять лет, он будет вынужден уйти раньше. То ли по инициативе Януковича изменят конституцию и будет создан другой парламент, то ли волей Запада и нашего народа не признают выборы легитимными, то ли еще каким образом. Политик рассчитывает, что перевыборы состоятся раньше, чем через 5 лет. И сила, которую он создает, будет способна побороть остальные крупные политические силы, стать номером один в украинской политике.

При этом он будет иметь не просто кадровую организацию, которую содержит за деньги. Она строится на успехе предыдущих кампаний новых политиков (новых не по возрасту или сроку нахождения во власти, а новых лиц для избирателей). Медведчук играет на том, что давно не у власти, не связан с обоими режимами, которые правили после Кучмы, не замешан в коррупционных скандалах, высказывает здравые мысли, показывает пути решения проблем, опирается на прагматичных людей, живущих в 21 веке, отвергает несбывшуюся мечту о евроинтеграции и конкретно, впервые как политик такого масштаба, говорит об интеграции с Россией. Это один из самых важных моментов.

Движение Медведчука опирается на настоящий союз с Россией, торгово-экономический и политический. Наше общество поделено на три лагеря: часть выступает за союз с Европой, которая считает себя большинством, часть — за близкий союз с Россией, и есть третья часть, которая и является большинством, она меняет мнение зависимо от ситуации. Побеждает тот, кто активнее доносит свою точку зрения народу. В этом направлении Медведчук делает немало.

Неслучайна недавняя публичная встреча Путина и Медведчука в Крыму. Путин является президентом одной из самых сильных стран мира. И встреча в доме с иностранным гражданином, не занимающим высокие посты, является знаком: мол, Виктор Владимирович, мы с вами. Это не официальная позиция России, безусловно, но это недвусмысленно показывает, что президент РФ поддерживает Медведчука и тех, кто стремится к более тесному союзу с Россией.

Не исключаю, что Медведчуку могут предложить какой-нибудь из крупных постов — премьер-министра или кресло спикера (если пройдет по мажоритарке в парламент). Даже если он согласится, не поведет себя как Тигипко — будет бороться за высший пост все равно.

Все говорит о том, что Виктор Медведчук всерьез нацелился на президентство и только на него.

Федерализация — панацея?

Популярні новини зараз

Зеленський дорікнув депутатам Верховної Ради за "вихідний" 22 листопада

"З глузду з'їхали": Буданов висловився про удар баллістикою "Кедр" по Дніпру

Водіям пояснили, що означає нова розмітка у вигляді білих кіл

В Україні можуть заборонити "небажані" дзвінки на мобільний: про що йдеться

Показати ще

Медведчук заявляет, что основа его силы — федерализация. К сожалению, он и его команда действуют так, будто народ идею поддержал, разрабатывают план по ее реализации. Предлагают то, что было в свое время предложено и реализовано Хрущевым, правда, неудачно. Тогда были сделаны совнархозы, страна была поделена на куски.

Ситуация в нынешней Украине, в так называемом унитарном государстве, в котором существуют два субъекта с отдельным правовым статусом — Крым и Севастополь — конечно же, ненормальна. Она вызывает много разговоров, как в этих регионах, так и в остальных. Но является ли  федерализация панацеей для Украины? Думаю, что нет.

На мой взгляд, такая перестройка, если мы говорим об Украине как о суверенном государстве, рассчитывая на его длительное существование, может привести только к усилению тех противоречий, которые существуют между западом и востоком, и возобладанию местнических усилий. Те в свою очередь могут привести к разделу страны на небольшие части, при чем, не военным путем. Пример, где так произошло, – Югославия, которая делится до сих пор. Начавшийся процесс сложно остановить.

Это одна опасность, которую таит в себе федерализация. Вторая — хаос в управлении государством. Я сторонник очень жесткой административной реформы, которая должна положить конец пережиткам СССР или даже еще царизма, согласно которому в каждом районе страны есть представители президента, административная власть доходит до низу. Федерализация может этот процесс сделать неконтролируемым.

Поэтому считаю, что нужно пойти по другому пути: передать на места (села, поселки, города, районы, области) все бюджетные и управленческие полномочия. Надо ликвидировать весь институт губернаторов, глав администраций и все, связанное с ними. Вся исполнительная власть должна находится при местных советах, подчиняться только закону. Законодательная функция остается в руках одного органа — Верховной Рады Украины. Президент страны не должен удерживать вертикаль власти, доходящую до низу. Распределения бюджета также должно происходить по-другому: деньги должны оставаться на местах, не уходить на верх, в центр, а потом возвращаться назад в виде дотаций. В государственную казну следует перечислять только определенную часть денег, которые пойдут на выполнение государственных программ, на содержание органов государственной власти, армию, которую также необходимо реформировать, и т.д.

Такая модель, формально оставляя страну унитарной, чтобы законы были едины, поможет кардинально поменять ситуацию в стране.

Федерализация же, на мой взгляд, не решит наболевшие проблемы в государстве. Потому, что они кроются не в этой сфере, а в самой системе управления, в растущей армии чиновников, в отсутствии политической воли для административной реформы

Просто разделив территорию страны на федеральные округа толком ничего не изменим. По-прежнему останутся министерства, во многом ненужные. Что сегодня делает, к примеру, министерство сельского хозяйства, когда весь сельскохозяйственный бизнес частный? Оно контролирует, дает указания, собирает сведения, кормит тысячи чиновников… И такая ситуация характерна для каждого министерства. Если это ведомство сегодня закрыть, то завтра никто не увидит изменений, а послезавтра нам станет жить лучше.

Если посмотреть на перспективу, лет через 10-15, возможно, следует будет вернуться к вопросу федерализации, но нужно хорошо подумать, почему и зачем это нужно. Это на первый взгляд кажется, что механизм довольно простой, но на самом деле сложно поделить, сформировать округи.

Возьмем, к примеру, два наиболее антагонистичных региона — Донбасс и Галиция. Допустим, назовут их федеральными округами, а что конкретно изменится в жизни людей? А если во всей стране отменим институт губернаторов, измениться многое.

И еще один момент. В мире активизируются процессы глобализации. Возможно, и нам нужно смотреть в этом направлении, а не в противоположном и думать о федерализации.

Безальтернативные выборы

На днях официально стартовала избирательная кампания. Вовсю проходят съезды, на которых выдвигают кандидатов во власть. Строятся предположения о результатах. Прогнозы политологов, по сути, не меняются уже пол года: большинство экспертов, в том числе и я, считают, что объединенная оппозиция наберет примерно 30 ± 2%, Партия регионов тоже около 30 ± 2%. Примерно 8±2% способен набрать Кличко и его сила, Королевская может получить 5±2%, КПУ — 10±2%. Шансы ВО «Свобода» пока остаются под вопросом, о них мало известно.

Важно не это. Важно то, что после выборов изменений в украинском парламенте не будет. Он останется таким же, каким был последние 12 лет, не зависимо от того, какая сила сколько кресел «завоюет». Парламент, к сожалению, не превратится в центр политической жизни. Останется, как и прежде, клубом лоббистов с исключительно личностными проектами.

Нынешняя оппозиция сама сегодня роет себе могилу. Видно, что они не планируют далеко и глубоко. У них опять стоит лишь сиюминутная задача: на недовольстве народа ворваться во власть, а дальше — будь что будет. Никаких серьезных изменений не произойдет. Они выпустят нынешних политзаключенных и забьют тюрьмы новыми, если им каким-то чудом удастся прийти к власти всерьез. Никакого сочувствия они не вызывают, и мне кажется, что любой здравомыслящий человек должен десять раз подумать, стоит ли за них голосовать.

Беда украинской политики в том (и старт избирательной кампании только подтвердил это), что ни одна из крупных не провластных партий не выдвинула никакой идеологии. Не смогли предложить ничего нового, кроме огульной критики власти. Бойцы за власть, стремящиеся попасть в парламент или остаться в нем, не предложили никаких свежих идей. Они продолжают критиковать власть со старых своих позиций на уровне «вы — плохие, а мы — нет. Придем и станет жить лучше». Но кто эти «мы», которые «лучше»? Все те же лица, за редким исключением. Добавились несколько фигур, но и те, в основном, странные, попавшие в списки благодаря интригам, а не последовательной политической позиции.

На этом фоне очень выгодно выделяется Виктор Медведчук, который критикует не столько власть, сколько  политическое устройство страны, и предлагает не бесспорный, но несколько иной путь развития государства через федерализацию, референдумы, построение гражданского общество. На сегодня идеология есть у двух политических сил — у «Свободы» и коммунистов. Медведчук со своей программой — это впервые по-настоящему третья сила, которая может стать вполне успешной, если ее правильно позиционировать и сформировать широкую опору.

Если посмотреть на тенденции развития в мире, где к власти приходят новые силы, то очень может быть, что эти выборы принесут дополнительное разочарование украинскому народу, чем бы они не закончились, и эта новая сила, которая держится на гражданском обществе и новых идеях, будет следующей, пришедшей к власти. При чем на уровне и парламентском, и президентском.

Из всего вышесказанного можно сделать выводы, что Виктор Медведчук имеет серьезные шансы взойти и укрепиться на политическом Олимпе Украины, а также повлиять на развитие страны.

Политик серьезно подходит к делу: у него есть организация «Украинский выбор», предложен способ успокоения страны — федерализация, имеются пряник для бизнеса — Таможенный союз и клятвенное обещание побороть коррупцию, являющуюся согласно опросам самой главной бедой государства; также в арсенале – неучастие его команды в десятилетнем грабеже страны. Все говорит о том, что ему не надо кусочек власти, его интересует одно кресло — президентское.

Реальных претендентов на выборах 2015 года будет не много: Янукович, Яценюк, для проформы можно назвать Кличко, Медведчук. При той подготовке, которую ведет последний, я бы назвал его и действующего президента лидерами гонки. Медведчуку, в отличии от оппозиционеров, есть что противопоставить нынешней власти и предложить конкретные идеи, хоть и не факт, что они будут реализованы. Поэтому, считаю, вполне можно ожидать пришествие третьего Виктора.

 

Юрий Липчевский, президент Центра социально-консервативной политики (Украина), для «Хвилі»