Геополитическая ситуация

Нас интересует состояние нескольких основных акторов и их перспективы – США, ключевые страны ЕС (для нас также важна Румыния), Россия, Китай, Индия, Турция, Иран и ситуация на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

{advert=1}

Уже очевидно, что всемогущество США во многом оказалось мнимым, и сейчас их доминирование в мире постепенно сворачивается. Они не умеют и не могут противостоять партизанской войне, и даже бесспорное техническое и финансовое доминирование не помогает. В Афганистане Талибан контролирует уже 70% территории (и по некоторым сведениям сейчас неторопливо занимает Кабул). В Ираке ситуация не намного лучше.

Кроме того, США умудрились ухудшить отношения со многими своими союзниками. Пакистан настроен крайне критично, Израиль в растерянности и страхе, европейские страны НАТО больше озабочены своими финансами, чем сотрудничеством в рамках альянса, в Египте на смену лояльному Мубараку пришли военные, которые уже проводят совместные операции с исламистами etc.

Плюс то, что не учитывает почти никто из финансовых аналитиков – внутренняя ситуация в США. Огромный внешний долг, локальные дефолты отдельных штатов, низкая производящая база, порядка 18 миллионов безработных, первое место в мире по количеству уголовников (и по длине их сроков) и многое другое.

Проблемы с долгом и внутренняя нестабильность (в том числе и многотысячные акции «Occupy Wall—Street») заставляют США не только постепенно сворачивать свои военные операции по всему миру (и расходы на вооружение), но и толкают их на дестабилизацию зоны евро, с помощью которой они надеются улучшить своё положение.

Евросоюз лихорадит. Мало того, что 9 из 19 стран на грани дефолта, так ещё и «союзные» США всячески расшатывают обстановку (опускают суверенные рейтинги, провоцируют биржевые паники etc.). Во многих странах ЕС, почти не прекращаясь, проходят многотысячные митинги, часто перерастая в столкновения с полицией или погромы и пожары (Британия, Германия, Франция). Безработица, сокращение социальных гарантий, дефицит бюджета и высокие долги – повсеместное явление (из всех стран ЕС только Германия в плюсах, но и там идёт сворачивание знаменитой немецкой «социальной рыночной экономики»).

Европарламент ещё пытается строить пальцы веером, шантажировать кандидатов на вступление в ЕС различными требованиями, грозя отлучить от «благ европейской цивилизации». Но всё больше людей в разных странах ставят под сомнение наличие особенных «европейских ценностей» и многие уже не понимают, зачем туда стремиться. А некоторые из стран ЕС уже ставят вопрос о выходе из союза, или, как минимум, о выходе из зоны «евро».

Характерным фактом, показывающим слабость НАТО и ЕС, служит то, что вся мощь этих двух блоков несколько месяцев не могла сокрушить маленькую Ливию, население которой едва превышает 6 миллионов человек, а большинство вооружения застряло в семидесятых годах (и это учитывая тот факт, что Каддафи не разворачивал всеобщую мобилизацию, а опирался только на регулярную армию и добровольческие формирования).

Китай, наш следующий субъект, всё ещё зависит от американских рынков. Внутри Китая постоянно происходят крестьянские волнения, а также (не без помощи иностранных разведок) зреет несколько очагов сепаратизма. Плюс спорные/конфликтные зоны на границе с Индией и некоторыми другими странами. А также Китай получил несколько ощутимых экономических ударов в Африке, нарушающих его стратегию доступа к ресурсным базам.

Кроме того, переориентация на внутренний рынок постепенно удорожает стоимость китайских рабочих рук, что снижает конкурентоспособность китайских товаров. С другой стороны, Китай очень технично избавляется от своих запасов долларов, а также ищет новые рынки, постепенно отвязываясь от стремительно сокращающегося американского спроса. И, само собой, наращивает военный потенциал, в том числе развивая мощный флот и строя авианосцы.

В России продолжается прозападная политика, перемежающаяся с псевдопатриотическими выхлопами. Национальное богатство сосредоточено в разных «Стабфондах», стабилизирующих доллар (за счёт того, что в них сосредоточены американские долговые обязательства), вместо того, чтобы развивать собственную экономику – промышленность, инфраструктуру, фундаментальную науку.

Популярні новини зараз

Реформа МСЕК: сімейні лікарі отримають нові повноваження щодо встановлення інвалідності

Водіям пояснили, що означає нова розмітка у вигляді білих кіл

В Україні посилили правила броні від мобілізації: зарплата 20000 гривень і не тільки

Водіям нагадали важливе правило руху на авто: їхати без цього не можна

Показати ще

Олигархия вместо модернизации производства и перехода к шестому технологическому укладу покупает себе яхты с ПВО и подводными лодками (это какой нужно обладать развитой манией преследования, чтобы тратить деньги на такой бред?) и прочие предметы роскоши.

Юрист Навальный, демонстрирующий гламурную оппозицию, слишком смахивает на отвлечение внимания, а с возмущающимися боевыми офицерами слишком часто происходят несчастные случаи (и правильно, нужно не возмущаться и призывы публиковать, а проводить тихую агитацию среди офицерского состава, и потом поднимать части «в ружьё»).

Турция демонстрирует поистине оттоманские амбиции, собираясь одновременно воевать с Сирией, иракским Курдистаном, Кипром и Израилем (и кто знает этих «кемалистов», может и ещё с кем-то?).

Иран и Сирия – это следующие цели американской «демократической агрессии». В Сирии аль Ассад сумел удержать и успокоить волну инспирированных беспорядков в рамках «арабской весны», в Иране также полностью провалили попытку США организовать «бархатную революцию». Теперь обе страны, заключив союз, усиленно готовятся к будущей военной интервенции.

Очаги нестабильности

К действующим очагам нестабильности относятся Ирак, Афганистан, Ливия, Конго, пограничные стычки в Кашмире и Пенджабе между Индией и Пакистаном, в Гималаях между Китаем и Индией, столкновения в секторе Газа.

«Тлеющие» очаги нестабильности (готовые в любой момент взорваться) – это Грузия, Нагорный Карабах, Косово, Тибет, Ольстер, Мексика и ещё несколько (например, я бы не воспринимал всерьёз очередные заверения басков, что они завязали с насилием).

Потенциальные конфликты – Турция против Кипра, Израиля и Сирии, США против Ирана, Венесуэлы и Южной Кореи, Румыния против Украины, Япония и Грузия против России.

Также стоит учитывать общую нестабильность во многих арабских странах, волны социальных протестов в Европе, которые вполне могут перерасти в революции, движение «Occupy Wall—Street» в США, которое тоже может получить непредсказуемое развитие, а также растущую социальную напряжённость в России и Украине.

{advert=2}

При этом, ситуация в сфере финансов будет только ухудшаться, поскольку долги будут и дальше расти, загоняя большинство экономик мира в инфляцию и стагнацию, вызывая сворачивание социальных программ и рост безработицы. Такова заложенная в монетаристскую финансовую модель уязвимость «долги плюс ссудный процент всегда меньше числа денег в обороте».

Ситуация в целом

Сложившаяся ситуация очень напоминает те, которые предшествовали предыдущим мировым войнам, даже больше похожа на начало Второй мировой. Там же тоже на фоне стагнации многих экономик, на фоне депрессии, сначала шли локальные конфликты, относительно бескровные (Германия вначале присоединила Судеты вообще бескровно). Точно также местные правительства винили в своих экономических просчётах иммигрантов и чужаков (тогда – евреев и цыган, сейчас – арабов и негров). Точно также надеялись решить свои экономические проблемы за счёт военных заказов, а также проявляли агрессию в направлении колоний (кстати, Муссолини тогда тоже вторгся в Ливию!).

Европа точно также считала СССР «азиатскими ордами», как считает сейчас Россию, Белоруссию, Украину и прочие страны ex—USSR. Точно также распространяются либеральные идеи. Точно также элиты не думали о последствиях своей гипержадности. Интеллигенция точно также говорила «войны не будет, мы же цивилизованные люди в середине двадцатого столетия», при этом не обращая внимания на массовое уничтожение «ориентальных дикарей». Точно так же была просоветская (пророссийская) Украина и прозападная Галичина.

Как несколько лет назад безвольный Ющенко повторял судьбу безвольного и нерешительного Керенского, так и сегодня общая ситуация в мире поразительно напоминает начало Второй мировой (часто даже в мелочах). Отличие в развитии медиа и оружия, а также в более сильных мирных настроениях (впрочем, Первую мировую такие же настроения не остановили).

Ситуация в Украине

Како отмечают даже западные наблюдатели, двадцать лет либеральных реформ в Украине не привели к позитивным изменениям. По важнейшим экономическим показателям мы не выросли по сравнению с 1989 годом, и если тогда доходы распределялись относительно равномерно, то приватизация привела к тому, что львиную долю доходов получает узкая кучка людей, а большинство стало жить безусловно хуже.

Промышленность не сократила технологическое отставание от передовых стран (которое тогда было в 2-4 года максимум), а ещё и деградировала, скатившись на сегодня к уровню семидесятых. Тысячи заводов и фабрик просто уничтожены, а оставшиеся изношены на 80-90%, и, за редким исключением, не модернизируются.

Демократия и свобода слова у нас существует только для богатых, поскольку без круглых сумм денег и знакомых олигархов, владельцев медиа-холдингов, не попадёшь в СМИ (впрочем, это общемировая тенденция). От «свободного рынка» целые отрасли нашей экономики попросту уничтожены (а ещё сто лет назад Бисмарк с помощью протекционизма сделал Германию мировым промышленным лидером).

Пребывание в долговой яме и счета в западных банках делают наши власти зависимыми от внешнего управления. Привычка к рейдерским захватам и дерибану не предполагает наличия навыков инвестирования и модернизации (равно как и к самостоятельным «стартапам»).

Собственно, можно долго рассуждать, что у нас не так (и про это уже тысячи статей написаны). Самое главное: у нас нет державного подхода к управлению государством. У нас нет стратегий развития (то, что озвучивается – даже пародией на стратегию не назовёшь). У нас нет концепции формирования современной армии, нет действенной оборонной доктрины. У нашей власти нет инвариантного видения возможных стратегий реагирования на внешние и внутренние вызовы, она не действует по плану, не думает о будущем, а реагирует ситуативно, рефлекторно, без намёка на мысли о последствиях своих действий.

И что ещё важнее, наша власть не ассоциирует себя, свои интересы, с Украиной. Они не заботятся о развитии этой страны, а вытягивают из неё все соки, чтобы потом использовать полученное богатство для покупки сверхдорогих квартир «в Лондонах». Если, например, начнётся иностранное вторжение, то они не будут организовывать оборону, а сядут в свои маленькие самолётики и разлетятся по Лазурным берегам и Лихтенштейнам, оставив народ один на один с захватчиками. У кого-то есть в этом хоть малейшие сомнения?

Князья и дворяне прошлого, не будем идеализировать, тоже очень часто выходили из налётчиков и рэкетиров. Но, став «оседлыми бандитами», они начинали заботиться о своей «вотчине», защищать её, развивать инфраструктуру и производство, создавать благоприятные условия для торговли и ремёсел. А для этих иного слова, чем ПАРАЗИТЫ и придумать нельзя.

К чему я это всё? В случае любого негативного сценария (будь-то возможное вторжение Румынии или более глобальной проблемы) народ Украины окажется без какого-либо руководства, без планов действий, с разрушенной инфраструктурой, без внешних союзников (а вы можете назвать на сегодня хоть одно союзное нам государство, с которым они бы не рассорились?). Украину смело можно записывать в failed state, поскольку без патриотичных элит она падёт при малейшем сотрясении.

Более того, постоянное углубление долговой ямы, хронический дефицит бюджета и отсутствие хоть намёка на планы выхода из сложившегося положения, однозначно указывают, что и без внешнего вмешательства дни Украины в существующем формате сочтены.

Альтернативная перспектива

У китайского иероглифа «кризис» есть второе значение – «новые возможности». На самом деле сложная внешняя обстановка – это шанс для Украины на изменения. Причём это не перманентные обстоятельства, а так называемое «окно возможностей». Которое откроется в момент максимальной дестабилизации обстановки в США и Западной Европе, и закроется, когда ситуация начнёт стабилизироваться.

В ближайшее время внутренние проблемы в США заставят их значительно свернуть свои чрезмерные foreign affairs и сосредоточиться на domestic. Они не могут позволить себе содержать такой большой флот и вести несколько войн одновременно, а внутренняя нестабильность отвлечёт на себя всё их внимание.

В Европе вполне может начаться что-то типа «европейской весны» (по аналогии с «арабской весной»), поскольку социально-экономическая ситуация стремительно меняется. Одна Германия не справится (да и желания делать это у неё не наблюдается) с тем, чтобы затыкать 18 дефицитных бюджетов, из которых 9 – на грани дефолта.

В этот момент наступит та самая точка бифуркации (максимальной нестабильности) из теории хаоса, когда все старые движения утратят свою инерцию, и любое минимальное воздействие сможет изменить весь дальнейший ход истории.

Внешнее влияние на Украину будет сведено к минимуму, долги можно будет опротестовать (я недавно описывал механизм, ссылаясь на международный опыт), олигархи утратят большую часть своих источников дохода (поскольку в такой момент ни металл, ни химия на внешних рынках никому будут не нужны). Это позволит произвести внутренние изменения, переход к принципиально иной форме хозяйствования (альтернативной финансовой системе, альтернативной банковской системе, распределительному принципу экономики etc.), а также модернизировать науку, образование, медицину и другие направления.

{advert=3}

Кроме того, банкротства других стран позволят нам скупать недорого технологии и станки (как совсем недавно скупали наше оборудование по цене металлолома), а также переманивать уникальных специалистов, давая возможность произвести масштабную модернизацию экономики (ту самую, которую Карасёв, Колесников и прочие считают невозможной). И ориентировать модернизированную экономику, прежде всего, на внутреннее потребление (зачем нам внешние рынки, тем более такие нестабильные, пока мы свои внутренние потребности не обеспечили?).

При таком раскладе Украина за несколько лет сможет, используя свои природные преимущества, стать региональным лидером, способным не только осуществлять самостоятельную политику, но и оказывать влияние на глобальные процессы.

Это сложно. Но это возможно. Если найдутся люди, которые смогут организоваться и воспользоваться открывшимся «окном возможностей». Если они смогут отказаться от части личных амбиций ради общего блага. И ещё тысячу различных «если», которые мы обязаны предусмотреть. Но организовываться нужно уже сегодня (или ещё вчера).

Выбор – быть листом на ветру, или быть ветром – каждый делает сам для себя.