В ходе информационной кампании, развернутой в «независимых» российских СМИ, начиная с конца прошлого года (и особенно активизировавшейся летом 2011 г), продвигается постулат, что Киев продолжает активное сближение с Брюсселем на фоне охлаждения отношений с Москвой, и делается это в первую очередь из соображений шантажа. Мол, угрожая России «поменять» ее на Запад, украинское руководство пытается добиться от россиян существенных уступок (в первую очередь, в газовой сфере) и повысить свой политический вес в диалоге с Кремлем.
{advert=1}
Политика нынешней украинской власти, объявившей Украину внеблоковой державой, и на этом фоне активно участвующей в различных инициативах НАТО без видимой выгоды для Украины, — тема отдельная. В данном случае интересно сравнение информационной картины, создаваемой Россией по поводу ее «принципиальной» позиции в отношениях с НАТО, и реальные факты относительно диалога Москвы с Брюсселем.
Что касается информационного фона, то его можно охарактеризовать следующим образом. В последнее время главными острыми вопросами, вокруг которых наблюдается серьезный резонанс в российском обществе, считается тема операции НАТО против Ливии (при том, что сама операция была де-факто начата при молчаливом согласии России в ООН), и развертывание системы ПРО в Европе, на которое российская сторона реагирует крайне негативно. Муссирование этой темы создает впечатление, что Москва и Брюссель находятся в перманентном состоянии политического противостояния, и участие в этих условиях Украины в операциях и учениях НАТО воспринимается фактически как предательство Киева по отношению к РФ.
Тут стоит вспомнить, что год назад, в сентябре 2010-го, Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев дал поручение дипломатическому корпусу и разведывательным службам отслеживать развитие отношений Украины и НАТО, информация о чем попала в СМИ. Вероятной причиной подобного решения назывался тот факт, что статус внеблоковости Украины не совсем понятен в международно-правовом смысле, и при этом Киев и далее выполняет Годовые национальные программы сотрудничества с НАТО. Перед этим, в июле 2010 года Киев услышал со стороны России, а именно — от официального представителя РФ в НАТО Дмитрия Рогозина, «обвинения» в том, что, отказавшись на словах от евроатлантической интеграции, на самом деле Киев наращивает объемы сотрудничества с НАТО.
Но если внимательно изучить не только громкие заявления представителей Кремля, сверхактивно распространяемые российскими масс-медиа, но и сообщения западных информационных ресурсов (включая официальный веб-портал НАТО), то мы можем наблюдать совершенно иную картину отношений России с НАТО.
Например, в июне этого года прошли широкомасштабные учения НАТО и России «Бдительное небо-2011» по борьбе с воздушным терроризмом. В их ходе истребители Польши, России и Турции осуществили вмешательство в ответ на имитацию захвата террористами пассажирского самолета. Согласно официальному сообщению штаб-квартиры НАТО, данные учения стали демонстрацией эксплуатационной готовности Инициативы по сотрудничеству в воздушном пространстве (ИСВП) Совета Россия–НАТО (СРН). Это первая система такого рода, развернутая НАТО и Россией, а учение стало первым учением по борьбе с терроризмом в реальном времени с практическими полетами. «Это учение сделает вклад в разработку стандартов связи между нашими российскими военными и гражданскими специалистами и их коллегами из НАТО», – заявил руководитель учения с российской стороны генерал-майор Евгений Потапов, комментируя ход учений.
При этом в Брюсселе отмечают, что развитие системы ИСВП является одной из приоритетных областей рабочей программы Совета Россия–НАТО. Она предназначена для предотвращения террористических актов с использованием гражданских воздушных судов посредством обмена информацией о полетах в воздушном пространстве НАТО и России и координации перехватов самолетов-нарушителей. Новая система обеспечения безопасности в воздушном пространстве поддерживает обмен радиолокационной информацией о воздушном движении между Россией и НАТО и позволяет выдавать ранние предупреждения о подозрительной деятельности в воздухе на основе взаимно согласованных процедур. В ситуациях, когда воздушное судно начинает вести себя ненадлежащим образом, система координации воздушного движения предоставляет дополнительный обмен информацией и средства связи для обеспечения быстрого совместного реагирования на террористические угрозы. В системе ИСВП имеются два координационных центра – в Варшаве и Москве, а также локальные координационные пункты в Калининграде, Ростове-на-Дону, Мурманске (Россия), Варшаве (Польша), Будё (Норвегия) и Анкаре (Турция).
{advert=2}
Кстати, арена данных учений – воздушное пространство над Черным морем. В частности, в ходе практических полетов польский самолет, играя роль «самолета-нарушителя», взлетел из Кракова. После того, как самолет отклонился от плана полета, и с ним была потеряна связь, польские истребители осуществили перехват самолета, прежде, чем передать его на сопровождение российским истребителям. В свою очередь, российские истребители проводили самолет обратно в Польшу, где он благополучно приземлился в Мальборке. Согласно еще одного сценария, в воздушном пространстве над Черным морем была потеряна связь с турецким «самолетом-нарушителем», который взлетел с базы Инчирлик в Адане, но отклонился от плана полета над Черным морем. Турецкие и российские истребители выполнили задачу по скоординированному перехвату, передаче и сопровождению.
Остается добавить, что на основе технико-экономического обоснования, проведенного в 2005 г., для системы ИСВП были согласованы подробные требования к системе и план проекта, которые позволят обеспечить взаимный обмен данными о воздушном движении между центрами в странах НАТО и в России. Осуществление началось в 2006 г., и система достигла полной эксплуатационной готовности в 2011 г. Работу по технической реализации российского компонента системы возглавила Государственная корпорация по организации воздушного движения под руководством Федеральной аэронавигационной службы РФ. Российский компонент системы был разработан и поставлен концерном «Алмаз-Антей». В целом инвестиции в проект ИСВП составили около 10 млн. евро. Среди стран, участвующих в финансировании, – Великобритания, Венгрия, Греция, Италия, Канада, Люксембург, Норвегия, Польша, Россия, США, Турция, Франция.
Украина пока только рассматривает возможность присоединиться к этой инициативе НАТО.
Одновременно с этим, с конца мая по середину июня 2011 г российская подводная лодка «Алроса» при поддержке трех других единиц ВМФ РФ – спасательного судна, спасательного буксира и киллекторного судна – принимала участие в учениях НАТО «Болд монарх-2011» у южного побережья Испании, около Картахены. В учениях было задействовано около 2 000 участников из более чем 20 стран. Согласно сообщениям штаб-квартиры НАТО, оно было направлено на максимальное расширение международного сотрудничества и оперативной совместимости в области безопасности на море, особенно важной для НАТО и всех стран, эксплуатирующих подводные лодки.
Le Monde розкрила секретні переговори щодо європейської військової місії в Україні
Від 33 гривень: АЗС опублікували нові ціни на бензин, дизель та автогаз
Укренерго оприлюднило графік відключень світла на 25 листопада
Залужний сказав, коли Росія вдарить із новою силою
Данное учение было проведено в контексте рамочного соглашения между НАТО и Россией о сотрудничестве в области поиска и спасания экипажей подводных лодок, подписанного в феврале 2003 г. Как отмечают в Брюсселе, с момента подписания данного соглашения сотрудничество расширяется, и Россия приняла участие в учениях НАТО по поиску и спасанию экипажей подводных лодок в 2005 и 2008 гг. (кстати, как сообщала российская сторона, приобретенный опыт и установленные контакты способствовали успеху реальной российской спасательной операции в августе 2005 г. у побережья полуострова Камчатка). В ходе нынешних учений борт российской подлодки посетил начальник генерального штаба ВС России генерал армии Николай Макаров и глава Военного комитета НАТО адмирал Джампаоло ди Паола.
Стоит заметить, что участвовавшие с российской стороны в учениях НАТО подводная лодка «Алроса» и три судна входят в состав Черноморского флота РФ. Это отражает общую картину: из всех структур российских Вооруженных сил именно ЧФ РФ со штабом в Севастополе наиболее активно, причем давно и успешно, сотрудничает с НАТО, причем не только в рамках совместных учений, но и при проведении реальных военно-морских операций. При этом, как представители НАТО, так и боевые корабли Североатлантического альянса неоднократно посещали главную военно-морскую базу ЧФ РФ в Севастополе, где неизменно встречали теплый прием, и это не вызывало никаких протестов со стороны пророссийских организаций Крыма. В свою очередь, корабли российского Черноморского флота систематически появляются в Средиземном море, где принимают активное участие во всевозможных мероприятиях НАТО.
Среди последних стоит упомянуть военно-морскую операцию НАТО «Активные усилия» в Средиземном море. Так, в ходе подготовки России к участию в этой операции, в июне 2005 года Севастополь посетила группа офицеров НАТО – представителей Командования морского компонента Объединенных вооруженных сил Альянса «Неаполь». Во время этого визита был решен ряд вопросов организации взаимодействия Черноморского флота с НАТО, в том числе оперативной связи между штабами ЧФ РФ и Командования «Неаполь», оснащения российских кораблей средствами коммуникаций западного образца, порядка обмена разведывательной информации, а также материально-технического обеспечения сил и средств российского флота, выделяемых для участия в операции. Пребывая в Севастополе, делегация НАТО посетила корабли Черноморского флота, которые планировались к отправке в Средиземное море. В июле того же года российская сторона приняла в Севастополе очередную группу представителей Североатлантического альянса, которой были организованы курсы подготовки офицеров Черноморского флота для работы на средствах связи натовских стандартов. Завершение этих мероприятий позволило командованию Черноморского флота приступить к практической отработке вопросов участия российских кораблей в «Активных усилиях» НАТО.
В июле 2005 года отряд боевых кораблей ЧФ РФ в составе ракетного крейсера «Москва» и сторожевого корабля «Пытливый» совершил ознакомительный поход в Средиземное море, где были проведены совместные учения с боевыми кораблями ВМС Италии и Турции. Кроме того, во время стоянки в Неаполе сторожевой корабль «Пытливый» был оборудован компьютерной системой связи, отвечающей стандартам НАТО. При этом, в связи с недостаточной подготовкой российских моряков, было принято решение о постоянном пребывании офицеров связи НАТО на борту российских кораблей во время выполнения ими задач в рамках операции «Активные усилия». В 2006 году отряд боевых кораблей ЧФ РФ в составе ракетного крейсера «Москва» и большого десантного корабля «Азов» участвовал уже на равных с кораблями НАТО в операции Альянса. А в 2007 году сторожевой корабль Черноморского флота России «Ладный» отправился из Севастополя в Средиземное море для участия в антитеррористической операции НАТО «Активные усилия».
{advert=3}
Впрочем, активен в сотрудничестве с НАТО не только российский флот, но и другие виды ВС. В последние несколько лет вообще отмечается резкая активизация взаимодействия сторон в военной сфере, включая проведение совместных военных учений, в том числе и на российской территории. Так, в рамках Совета Россия-НАТО, в июле 2004 года в Калининградской области России были проведены совместные российско-натовские учения «Калининград-2004», участники которых отработали способы ликвидации последствий разлива нефти в Балтийском море. В учениях приняли участие около тысячи спасателей из России и стран-членов НАТО. В августе того же года под Оленегорском (Мурманская область Росси) прошли тактико-специальные учения «Авария-2004», посвященные отработке вопросов физической защиты ядерных вооружений от атак террористов. В качестве наблюдателей на учениях присутствовали более 50 представителей из 18 государств-членов НАТО. В мае 2005 года на базе Общевойсковой академии Вооруженных сил России прошли российско-американские учения «Торгау-2005» с отработкой вопросов проведения совместной миротворческой операции. От американской стороны в учениях приняли участие 52 офицера Европейского командования Сухопутных войск США, а также 87 американских военнослужащих сведенной мотопехотной роты вместе с оружием и боевой техникой.
Что интересно, несмотря на давнюю критику Москвы в отношении планов США о наращивании собственной системы противоракетной обороны, тесное сотрудничество сторон развивается и в области ПРО. Так в марте 2005 года на авиабазе США Колорадо-Спрингс были проведены первые совместные учения в этой сфере под условным наименованием «Стрела сотрудничества 05». Во второй половине 2006 года аналогичные учения были проведены на территории Росси, а 2007 году – опять на территории НАТО.
Кроме того, в апреле 2005 года Россия официально присоединилась к Процессу планирования и оценке сил в рамках программы НАТО «Партнерство во имя мира».
В свою очередь, участие России во всех этих мероприятиях потребовало значительного увеличения численности представителей Министерства обороны России при штаб-квартире НАТО в Брюсселе, а также в штабах командной структуры Североатлантического альянса.
В дальнейшем, главные усилия сторон планируется сосредоточить на углублении и совершенствовании взаимодействия России и НАТО в сфере совместного противодействия обоюдным угрозам. В этом плане Россия высказывает особенную заинтересованность в превращении Совета Россия-НАТО из чисто политического фактора формирования международных отношений в механизм принятия совместных практических решений Москвы и Брюсселя в области взаимной безопасности.
В целом, не смотря на широко освещаемые политические распри, РФ продолжает работать с Североатлантическим альянсом в широком формате, начиная от постоянно действующего Совета Россия-НАТО (для сравнения, Киев сотрудничает с Брюсселем на меньшем уровне – Комиссии Украина-НАТО). При этом, по информации украинского Центра Разумкова, количество российско-натовских структур значительно превосходит численность украино-натовских. Например, существуют совместный Подготовительный комитет Россия-НАТО, Комитет по вопросам учений и подготовки, Рабочая группа по вопросам миротворчества, Рабочая группа по вопросам борьбы с терроризмом, Рабочая группа по вопросам тылового обеспечения и др. Таких структур по линии Украина-НАТО не было и нет, и их создание не предусмотрено. В общем по линии Россия-НАТО насчитывается 21 совместная структура (включая как военные, так и политические органы), тогда как по линии Украина-НАТО – всего 12.
Понятно, что в таких условиях трудно говорить о каком-то реальном «противостоянии» РФ с НАТО. Наоборот, для Украины на сегодня пока не достижим тот высокий уровень партнерства с НАТО, который наблюдается со стороны России. При этом на всех совместных мероприятиях представители российской стороны всячески подчеркивают, что сотрудничество с Североатлантическим альянсом как способствует ценному обмену опытом военных двух сторон, так и является мощным фактором укрепления международной безопасности, в чем заинтересованы все стороны партнерства. По сути, это – тот смысл, который вкладывает в свои отношения с НАТО и Украина.
Остается добавить, что в данной ситуации Россия взяла на себя роль «Юпитера», который считает, что позволенное ему не позволено «быку» в лице Украины. На каком основании – совершенно непонятно.