Об этом заявил «Хвиле» руководитель Центра военно-политических исследований Дмитрий Тымчук.

{advert=1}

В частности, так он прокомментировал заявление посла РФ в Украине Михаила Зурабова о том, что Российская Федерация заинтересована в строительстве новых трубопроводов, а участие в модернизации украинской газотранспортной системы для нее не является приоритетным. Об этом Зурабов заявил сегодня в ходе форума «Украинско-российский экономический диалог. Перспективы и проблемы экономического сотрудничества» в Киеве. «Нам выгодно строить трубопровод. Вы это понимаете? Новый трубопровод это дополнительный металл, это дополнительные мощности подрядные, это дополнительная труба. Нас эта труба на Украине просто не интересует потому, что это прошлый труд», — сказал Зурабов, подчеркнув, что строительство новых газопроводов позволит России загрузить собственную промышленность и увеличить ВВП.

По словам Тымчука, Россия на сегодня оказалась в не лучшем положении по газовым переговорам. Идея создания консорциума с участием всех заинтересованных сторон – Украины, России и ЕС – можно считать вариантом, вполне удовлетворительным для Киева, ведь в этом случае Европа может контролировать выполнение Украиной и РФ взятых на себя обязательств, обеспечивая прозрачность украино-российских «газовых» отношений. Что, в свою очередь, устраняет возможность новой двусторонней «газовой» войны.

{advert=2}

— Но, с другой стороны, относительно создания консорциума возникает ряд вопросов, на которые трудно найти ответ. Прежде всего, создание такого консорциума и продолжение транзита газа через украинскую территорию лишает всякого смысла проект российского газопровода «Южный поток», который призван поставлять газ в страны ЕС в обход Украины. Ведь вместе с уже вводящимся в строй «Северным потоком» этот проект должен взять на себя весь газ, идущий из РФ европейцам. Тогда как Россия в сентябре только закончила подписание с европейскими компаниями соглашений по «Южному потоку». Также, как известно, создание подобного консорциума было бы нарушением европейского законодательства, поскольку на территории страны транспортными активами не может обладать компания (в данном случае российский «Газпром»), которая является поставщиком газа, — указывает эксперт.

В этих условиях, по мнению Дмитрия Тымчука, Россия пытается маневрировать с двумя целями. Во-первых, выпячивая приоритетность для себя «Южного потока», снизить в глазах украинцев ценность для нее украинской ГТС, что обеспечило бы «Газпрому» выигрышность позиций в грядущих переговорах по созданию консорциума. А во-вторых, чтобы выиграть время.

— На данный момент решающую роль играет позиция Турции, без участия которой невозможно реализовать проект газопровода «Южный поток» (как известно, по причине «смыкания» в Черном море экономических зон Турции и Украины, для этого проекта необходимо участие одной из этих двух стран). Турки пообещали дать свой ответ по поводу «Южного потока» в ноябре, но россияне наверняка будут стараться получить его ранее. Для них ответ Анкары и будет означать определенность – или «Южный поток» реален, и тогда можно либо браться за него и забыть об украинской ГТС, либо получить эту самую ГТС «малой кровью», с максимальной выгодой для себя путем шантажа. Если Турция твердо скажет «нет», то выхода не будет – придется договариваться с Украиной. Но пока Турция не определилась, все заявления типа нынешнего из уст Зурабова – пустые слова, — уверен эксперт.

По его словам, оттягивая любой ценой время, российская сторона позабыла определить информационную стратегию и координировать действия отдельных должностных лиц. Этим и объясняется разнобой в заявлениях и информации, появляющейся в СМИ.

{advert=3}

— Зурабов не имеет понятия о том, как будут далее развиваться события, как не знает об этом и кто-либо другой. Он, как дипломат, просто выполняет вводную из Кремля. А она, судя по всему, состоит в том, чтобы продемонстрировать не особую заинтересованность России в украинской ГТС, — и именно эта позиция будет востребована при любом дальнейшем раскладе, — сказал эксперт.