Такое мнение в «Главкому» выразил сопредседатель Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров, комментируя законопроект коммунистов «О внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Украины» (предусматривающий введение смертной казни как вида наказания).
«Освобождение из-под стражи узника, который отбыл наказание за «пологовского маньяка» и даже теоретическая возможность убить ни в чем не повинного человека — только это должно останавливать любого здравомыслящего человека перед идеей ввести смертную казнь, — уверен Захаров. — Особенно при нашем уголовном правосудии, при нашей системе дознания и следствия. Когда происходит какое-нибудь убийство при отягчающих обстоятельствах, а в случае Ткача — это было еще и изнасилование молодых девушек и девочек, руководство требует немедленно найти убийцу и раскрыть преступление. Милицию напрягают, а она в итоге принуждает сознаться в совершении преступления людей, которые это преступление не совершали. Десять человек были осуждены за преступления, которые совершил «пологовский» маньяк, и сейчас в Запорожье еще сидят четыре человека, и против них идет следствие. Если бы была смертная казнь, все эти люди были бы мертвы».
Сторонникам этого законопроекта правозащитник советует вспомнить историю Чикатило и количество людей, расстрелянных за его преступления. «Не понимаю, откуда, вообще, могла возникнуть такая идея. Это близорукость, отсутствие ума или рассчитанная политика?», — задается вопросом Захаров.
Попытки коммунистов «пропихнуть» этот законопроект, по мнению Захарова, — «глупости». О невозможности его принятия свидетельствует, как минимум решение Конституционного суда Украины от 30 декабря 1999 года, который признал, что смертная казнь противоречит Конституции Украины, и тем самым окончательно закрыл путь к ее восстановлению. В связи с этим в 2000 году Верховная Рада даже внесла изменения в Уголовный кодекс и окончательно изъяла понятие «смертная казнь» из официального списка уголовных наказаний.
Кроме того, Захаров напоминает, что Украина ратифицировала протоколы №6 и №13 Европейской конвенции. «А это означает, что смертная казнь у нас невозможна даже в военное время. Вернуть ее обратно — означает отказ от ратификации этих европейских документов и признание, что мы больше не хотим быть в Совете Европы», — отмечает правозащитник.
По его мнению, принятие законопроекта невозможно провернуть ни юридически, ни технически. «Чтобы его реализовать, нужен государственный переворот, революция, смена парадигмы права, другая Конституция. В данных условиях, при данных направлениях государственной политики, все это нереально. До тех пор, пока остается в силе евроинтеграционная риторика, Украина, как член Совета Европы, принять такой законопроект не может. Независимо от того, кто находится у власти. А коммунисты эту власть не получат, и поломать не смогут», — резюмирует ситуацию Захаров.