К сожалению, мы уже проходили через такой этап — в 90 годы, когда на волне борьбы с привилегиями был создан политический капитал Ельцина — с его знаменитого выступления на Октябрьском пленуме 87 года, сброса с политической вершины — и рывка вверх уже на осознанном стремлении оседлать и монопольно завладеть этой темой. В периоды социальной нестабильности население превращается в толпу, способную воспринимать лишь трескучие лозунги, не сильно вдаваясь в их смысл. А мы сегодняшние — увы, толпа.
В этом смысле совершенно очевидно, что вчера предпринята попытка перехватить единственно значимую тему и завладеть ею — опять же монопольно. Здесь следует отличать риторику от конкретики — тот же Ельцин, на словах кляня привилегии, мало что сделал по их отмене — он преуспел в их отъёме, но не более того. Поэтому, безусловно, старт Путина на этом поле совершенно не означает, что начинается борьба с коррупцией — начинается борьба с конкурентами на этом поприще.
Тем не менее, коррупция подвела страну к черте, за которой действительно может пойти неконтролируемое обрушение. На самом деле представители нынешней компрадорской элиты это вполне отчётливо понимают — и наиболее вменяемые отдают себе отчет в том, что их богатство весьма условно — обрушение страны попросту обесценит их накопления — Запад немедленно обнулит все денежные активы, так как за ними нет реальной способности их отстаивать (см. Ливия, Тунис, Египет), а внутренние активы в результате деградации попросту потеряют стоимость. Какая разница, к примеру, что вы владеете вагоностроительным заводом, если железная дорога перестала функционировать?
При этом групповые интересы и межклановая борьба не дают возможности остановиться и пересмотреть все имеющиеся соглашения между кланами и по линии бизнес-власть-общество. Все всё понимают и упорно катятся в пропасть.
Обрушение — не для красного словца. Специфические российские распилы и откаты (они есть везде — но наш уровень уже закритичен) привели к тому, что экономику не обманешь — после распила продукция стоимостью в 100 рублей, за которую заплачено 200, но в итоге дошло лишь 50, может быть не убыточной только в одном случае — случае резкого проседания по качеству.
{advert=4}
Поэтому наши дороги стоимостью в авианосную группу за погонный километр умирают через один-два сезона, поэтому строители экономят на качестве цемента при закладке фундаментов, поэтому везде, где есть бюджетное финансирование, ситуация динамично ухудшается в качестве услуг и продукции. Именно поэтому безумно дорожающая продукция ВПК вызывает нарекания как у чиновников министерства обороны, так и в войсках — хотя как раз чиновники и участвуют в этих схемах.
Симптоматично, но о борьбе с коррупцией объявлено на Саяно-Шушенской ГЭС — объекте, который лишь по счастливой случайности не стал символом эпической катастрофы ниже по течению — и именно в связи с фантастически небрежным отношением её руководства к качеству безопасности объекта.
Фактически нет ни одной причины, по которой можно было бы подозревать Путина в искреннем стремлении обуздать коррупцию — хотя бы потому, что именно в годы его правления эта система получила сегодняшние очертания. Пчелы против меда — единственное, что может прийти в голову в характеристике его вчерашнего послания урби эт орби.
Однако запредельный уровень коррупции при сжимающемся пироге диктует разворот стратегии на выдавливание от пирога наименее влиятельных групп и кланов. То есть — под маркой борьбы с коррупцией более чем вероятно пойдет передел собственности и отъём её у наименее удачливых.
Это, безусловно, может положительно сказаться на рейтинге лично Путина — особенно, если последуют громкие уголовные дела, отставки и посадки. Однако радость будет недолгой — те, кого отжимают от сладкой доли, вряд ли будут безропотно сносить удары судьбы — и они однозначно станут базой для внутриэлитного переворота. Так как выбрасываемая на обочину часть элиты будет обязана опереться на чьё-то сильное плечо — вероятно, что она пойдет по пути ливийского ПНС — отдастся с потрохами Западу и гарантирует его участие в разделе пирога после ликвидации пропутинской части элиты.
Вполне возможно, что как раз нынешние волнения в Москве могут быть использованы этой прозападной частью элиты, предназначенной для заклания, для попытки сноса Путина и его группировки. Учитывая абсолютную подконтрольность организаторов митинга 24 декабря Западу, вполне вероятно, что с российской стороны их поддерживает та часть российской элиты, которая и предназначена на убой. Как говорилось в популярном фильме 90 — «Захочешь жить — и не так раскорячишься!»
Эль-Мюрид