“Формула Штайнмайєра” имеет столько же отношения к реинтеграции Донбасса в Украине, как общая декларация прав человека — к выборам председателя сельсовета в какой-то черниговской или гуцульской глубинке.
Такое мнение выразил журналист Тарас Паньо, пишет издание Depo.ua.
Подписанный вчера документ является такой же пустой оболочкой, как и Минские договоренности. Она дает Украине шансы на проведение саммита в нормандском формате, который тоже завершится неизвестно чем, но скорее всего — декларациями. Но план Путина — прямые переговоры между Украиной и «ЛДНР», уверен журналист.
Он заметил, что подписанный вчера Кучмой документ ничем не отличается от того, что украинской стороне предлагали подписать еще 18 сентября и который Кучма тогда подписывать не стал. Простое сравнение текстов вчерашней «формулы» с ее редакцией, обнародованной российскими СМИ 19 сентября, показывает их идентичность.
Паньо объясняет такие действия Кучмы тем, что на предыдущей встрече представители Украины не захотели подписывать документ вместе с главарями “ЛДНР”. И, чтобы выйти из ситуации, на этот раз согласие было высказано отдельными личными письмами от всех заинтересованных сторон в адрес ОБСЕ — с заявлением о том, что они согласны с реализацией «формулы».
Таким образом, после согласования «формулы Штайнмайера», исчезла часть препятствий для проведения саммита “нормандской четверки”. Но есть еще требование Кремля развести войска и уничтожить фортификации под Петровским и Золотым. И здесь всплывает первый интересный момент, считает Паньо. Дело в том, что никто и никаких гарантий относительно результатов саммита в “нормандском формате” никому не давал.
“Второй интересный момент заключается в том, что формула Штайнмайера в имеющемся виде не значит ровным счетом ничего. Поскольку она дает общее представление о том, каким, по идее, мог бы быть политический путь выхода из кризиса. Но она ничего не говорит ни о каких практичных вещах. Когда и на каких условиях с Донбасса будет выведено российские войска, кто и на каких условиях будет обеспечивать соблюдение прав на этих территориях, когда «кураторов» не станет, кто будет контролировать российско-украинскую границу, кто и как обеспечит защиту прав украинских партий и СМИ в территории самопровозглашенных «республик», как и где будут голосовать люди, которые покинули Донбасс и переселились в другие регионы Украины — продолжать можно до бесконечности”, — отмечает Паньо.
Третий интересный момент заключается в том, что лидеры «ДНР» и «ЛНР» практически уже денонсировали свою подпись под этим документом. В частности, Пушилин и Пасечник заявили, что Зеленский не должен диктовать им условия, и что “не ему решать, когда у нас пройдут выборы, а нам.” Также они сказали, что контроля над границей украинская власть не получит.
Таким образом, «Формула Штайнмайера» без сопроводительных документов является пустой. В то же время в «ЛДНР» требуют говорить с ними о новом законопроект об особом статусе Донбасса. А это уже прямой намек на переговоры между украинским президентом и главарями пророссийских боевиков. Это полностью соответствует плану Путина, который давно хочет, чтобы Украина вела переговоры непосредственно с террористами. И если Зеленский действительно сядет за стол с Пасичником и Пушилиним, то субъектность квазигосударств уже будет вопросом решенным.
“Создается впечатление, что подписанный вчера документ является «формулой» в первоначальном, математическом смысле этого слова. Набором переменных — которые могут быть очень разными.
От того, какие именно значения будет подставлено в эти пустые пока строки «формулы», и удастся ли убедить Россию и сепаратистов этих соглашений придерживаться, очевидно, и зависит то, «перемогою» или «зрадою» станет реализация “формулы Штайнмайера”, — резюмирует Тарас Паньо.
Оценку «формулы Штайнмайера» украинским политологом Юрием Романенко смотрите в его видео на Ютуб-канале.
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook