Из этого числа легальных мигрантов основная часть нацелилась на семь стран Евросоюза: Великобритания примет 14,400 человек, Германия — 13,000, Франция — 10,700, Швеция — 10,600, Нидерланды — 8,400, Италия — 7,500. Больше всего в Европу приедет афганцев — 13,300 человек. Затем идут иракцы — 9,000 и сомалийцы — 8,900. Всего было рассмотрено 365,600 запросов о предоставлении убежища.
В конечном итоге, эти разрешения для мигрантов оказались лишь верхушкой айсберга, если учесть потоки нелегальных мигрантов в Евросоюз, и между Европейским парламентом и Советом Европы разгорелась жаркая дискуссия по поводу реформирования Шенгенской зоны из-за резкого усиления потока мигрантов. Анализ ситуации показал, что при открытых внутриевропейских границах, если даже одна из стран не может справиться с охраной своих кодонов от нелегалов, то проблема в итоге охватывает весь ЕС. А значит, ставит под вопрос дальнейшее принятие в Шенгенскую зону других членов Евросоюза, которые пока не могут обеспечить надежный контроль своих границ и их защиту от нелегалов.
Нынешний спор между Европейским парламентом и Советом Европы сводится к решению вопроса о том, стоит ли хотя бы временно восстанавливать пограничный контроль внутри безвизового пространства. Ранее Совет Европы принял поправку к Шенгенскому кодексу, согласно которой любая страна-член ЕС может закрывать границу на шесть месяцев, а при чрезвычайных обстоятельствах на два года (ранее власти отдельных стран в исключительных случаях вроде терактов, международных саммитов или чемпионатов по футболу, могли вводить пограничный контроль на срок до 30 дней). Чтобы эта поправка к Шенгенскому кодексу вступила в силу, ее должны утвердить Европейская комиссия и Европейский парламент, которые хотят иметь право вето на решения властей отдельных стран о восстановлении пограничного контроля.
При этом депутаты Европарламента пригрозили, что могут обратиться в Европейский суд по поводу решения Совета ЕС на уровне министров внутренних дел и юстиции, которые на встрече 7 июня в Люксембурге договорились разрешить властям стран-членов Шенгенской зоны по своему усмотрению временно восстанавливать пограничный контроль на своих границах. Эта договоренность затрагивает прежде всего пограничные страны ЕС – Италию, Испанию и Грецию. Ведь после «арабских революций» в Тунисе, Египте и Ливии резко увеличилось количество беженцев из Африки в Европу. По данным пограничного агентства Евросоюза Frontex, в прошлом году на этом направлении было задержано 57 000 нелегалов – в основном пакистанцев, афганцев и бангладешцев, а за весь 2011 год была выявлено 141 000 нелегалов, что на 35% больше, чем в 2010 г.
На фоне этих дебатов становится окончательно расплывчатой перспектива принятия в Шенген Румынии и Болгарии, — в очередной раз этот вопрос, решение которого ЕС несколько раз откладывал, будет рассматриваться в сентябре этого года. В Брюсселе опасаются, что Болгария как сосед Греции и Турции рискует стать главной балканской перевалочной базой азиатских мигрантов. Более того: в ЕС допускают, что в качестве крайней меры может быть принято решение об исключении Греции из Шенгенской зоны, если она даже с помощью Евросоюза не решит вопрос надежной охраны своей границы.
Не менее интересна ситуация с Румынией, которая вызывает беспокойство у европейцев из-за ее соседства с Украиной и Молдавией, которые также стали «транзитной территорией» для нелегалов.
Что касается Украины, то трудно отрицать, что проблема нелегальной миграции на сегодняшний день является одной из наиболее масштабных в нашей стране. Эксперты указывают, что такая ситуация складывается в первую очередь по причине несогласованности работы уполномоченных органов в этой сфере, а также неразберихи в сфере идентификационных документов.
Стоит также напомнить, что недавно Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно полномочий Государственной миграционной службы Украины)». Согласно этому документу, предусматривается приведение законодательных актов Украины в сферах гражданства, регистрации физических лиц и порядка оформления документов для выезда за границу в соответствие с Конституцией Украины, в части перераспределения полномочий между центральными органами исполнительной власти.
Также в соответствии с Концепцией государственной миграционной политики, принятой Указом президента еще от 30 мая 2011 г. №622/2011., должны быть также согласованы функции Госмиграционной службы. Одной из задач органов государственной власти, согласно этому документу, является «создание системы учета иностранцев и лиц без гражданства, которые въезжают на территорию Украины, с фиксированием их биометрических данных, и интеграция такой системы в общеевропейскую». Кроме того, концепцией предусмотрено «формирование единой базы паспортных документов граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства, которые на законных основаниях пребывают на территории Украины, с внесением данных про выдачу, утерю и аннулирование таких документов».
В Европе же давно убедились, что без биометрической идентификации мигрантов и выдачи им электронных документов решить проблему можно даже и не пытаться. Подобную систему постепенно внедряют и в России.
источник: Багнет