Во-первых, в 2011 году Украина никаких объемов газа и нефти дополнительно не добывала, а у государственных компаний наоборот наблюдалось падение добычи газа и нефти.
Во-вторых, и что более важно, госкомпании фактически расписались в том, что без искусственных и насильственных методов «интенсификации» добычи как газа, так и нефти Украину ожидало бы в 2011 году падение добычи газа как минимум на 1 млрд. куб. м газа и падение добычи нефти на 0,5 млн. тонн.
В третьих, таким образом госкомпания «отмывает» министра энергетики Юрия Бойко, который весь 2011 год обещал увеличение добычи газа, а этого не произошло.
В-четвертых, при интенсификации добычи газа и нефти предприятия «Нафтогаза» наиболее часто используют экологически опасные гидравлические разрывы пласта на соляно-кислотной основе и методы создания условий объемного взрыва.
Наконец, пятый пункт — общественность стает жертвой манипуляции словами и цифрами со стороны нефтегазовых компаний. А они откровенно вводят нас в заблуждение с целью создать видимость успешной работы при упадочной /критической ситуации в отрасли.
Тем не менее, не моргнув и глазом, «Нафтогаз» бодро рапортует о том, что государственные компании Украины «дополнительно добыли» 1,2 млрд. куб. м газа и 638 тыс. т нефти. Перед нами разыгрывается очередная газовая мистификация наравне с уже утвердившимися мистификациями о сланцевом газе и LNG-терминале. На этот раз мистификация более грустная, так как по большому счету добыча газа на суше — это единственный реальный газовый актив Украины, который можно развивать как альтернативу российскому газу. И если его «догробить», что делают сейчас, то можно уверенно идти на встречу «Газпрому» с высоко поднятыми руками.
Доподлинно известно из официальных сообщений Минэнерго, что в 2011 году добыча газа увеличилась на 0,4% — до 20,1 млрд. куб. м.
Но, компании входящие в «Нафтогаз Украины», снизили добычу газа на 1,2% — до 18,1 млрд. куб. м. Увеличить добычу удалось лишь благодаря усилиям частных компаний, которые в 2011 г. добыли 2,02 млрд. куб. м газа — на 18% больше, чем в 2010 г.
По иронии судьбы ровно два года назад в 2010 г. директор «Укргаздобычи» Юрий Борисов жестко критиковал правительство Тимошенко именно за искусственную интенсификацию добычи газа во время газового кризиса в январе 2009 г. Борисов называл интенсификацию «истощением месторождений» и «варварским использованием недр». Сегодня же «Нафтогаз Украины» еще и хвалится своим «варварским» истощением запасов газа.
О том, что методы интенсификации не являются панацеей, свидетельствует и тот факт, что по свежим итогам добыча газа в январе 2012 г. к январю 2011 г. сократилась на 0,5% — до 1,7 млрд. куб. м.
Отдельно следует сказать о добыче нефти. Утверждая о стабилизации добычи нефти «Нафтогаз Украины» забыл упомянуть, что большую часть этого ресурса (90%) добывает компания «Укрнафта», которую контролирует группа «Приват» Игоря Коломойского. За последние три года (2009-2011) «Укрнафта» сократила добычу нефти на 25% — с 2,7 млн. т до 2,1 млн. т. То есть «Нафтогаз Украины» сознательно выступает адвокатом «Укрнафты», которая неэффективно использует ресурсы компании.
Такая стабилизация добычи газа и нефти Украине не нужна. После двух-трех лет интенсификации украинская добыча газа и нефти станет на путь коллапса и кончины. И тогда уже ни президент Янукович, ни премьер Азаров не увидят увеличения добычи газа ни до 22 млрд. кубометров (обещанных Бойком), ни тем более до желаемых 30-35 млрд. куб. м.
Новые правила ПриватБанка: какие покупки могут привести к блокировке карты
Трамп готовит неожиданный план по Украине: что задумала новая администрация США
Рынок горючего накануне ценового перелома: эксперт дал прогноз на 2025 год
Байден планирует финальный удар по Путину
Справка:
Интенсификация добычи нефти и газа — это комплекс мероприятий, с помощью которых сокращают сроки разработки и эксплуатации газовых и нефтяных месторождений для увеличения добываемых запасов. Наиболее распространенные методы интенсификации притока газа и нефти: 1) гидравлический разрыв пласта; 2) соляно-кислотная обработка; 3) детонация в пласте взрывчатого вещества; 4) акустическое воздействие большой мощности на зону пласта.
Автор: эксперт Института энергетических исследований