Украинские эксперты объяснили, как президенту Украины Владимиру Зеленскому следует действовать, чтобы саммит в нормандском формате прошел успешно.
Об этом сообщает новостной портал Сегодня.
Во-время пресс-марафона украинский глава неоднократно ответил на вопросы по поводу сценария для Донбасса, защите национальных интересов и встречи в нормандском формате с президентов РФ Владимиром Путины, канцлером Германии Ангелой Меркель и президентов Франции Эммануилом Макроном.
Советы экспертов помогут разобраться, на каких условиях Россия пойдет на встречу Украине на саммите «нормандской четверки», и за какие красные линии Владимиру Зеленскому нельзя заходить.
Елена Снигирь
Ведущий специалист Дипакадемии при МИД Украины.
По мнению Снигирь, возможны три варианта развития событий:
«1. Россия соглашается на встречу лидеров в Нормандском формате, потому что в действительности хочет выйти из Донбасса, сохранив лицо. Россияне очень искусны в политическом блефе, поднятии ставок, политико-дипломатических и военных играх. И если они действительно хотят выйти из Донбасса (а мы этого не знаем), то сейчас для этого очень удобный момент… России сейчас даже выгодно отдать Донбасс Украине с разрушенной экологией, обществом, экономикой, заминированными полями, затопленными шахтами, потому что это для нас неподъемная экономическая и политическая ноша.
2. Россия не соглашается на встречу в Нормандском формате, продолжая давить на Украину. Но это на самом деле хороший и единственный вариант построить «стену». В условиях отказа Кремля от процесса урегулирования, замораживание конфликта – единственный вариант сохранить страну. Никто не говорит, что мы отказываемся от оккупированных Россией территорий. Мы переключаемся на людей, создаем для переселенцев дополнительные условия. Но мы различаем людей и угрозы.
3. Россия продолжает давить, Владимир Зеленский поддается, Украина забирает оккупированные территории на российских условиях, что, фактически, приводит к разрушению страны изнутри».
Виталий Мартынюк
Руководитель международных программ Центра глобалистики «Стратегия XXI»
Новая пенсионная формула: как изменятся выплаты для 10 миллионов украинцев
Украинцам грозят штрафы за валюту: кто может потерять 20% сбережений
Водителей в Польше ждут существенные изменения в 2025 году: коснется и украинцев
Банки Украины ужесточат контроль: клиентам придется раскрыть источники доходов
Мартынюк объяснил, почему встреча на высшем уровне в Нормандском формате вероятно не состоится:
«Во-первых, потому что только в этом формате четко видно, кто есть сторонами конфликта: Россия и Украина по представительству ЕС, который представляет Германия и Франция.
Во-вторых, на этой встрече придется говорить о конкретных шагах по урегулированию, о том, кто и что выполнил. Украина согласилась и на «формулу Штайнмайера», хоть и не хотела, и инициировала разведение сил вблизи Станицы Луганской, готова – по Золотому и Петровскому. Но постоянные обстрелы показывают, что российская сторона совсем этого не желает.
Поэтому возникает вопрос: а что, собственно, сделала российская сторона? Они снова будут утверждать то, что недавно сказал Путин, что Киеву придется договариваться с Донбассом. То есть, что россиян на Донбассе не существует, что давайте договаривайтесь, потому что это вообще ваш внутренний конфликт, а мы просто будем следить, чтобы права «ДНР»/»ЛНР» не нарушались, а мы тут вообще посредники и медиаторы.
В-третьих, любые переговоры будут заставлять Россию идти на компромисс. А этого Путин сделать не может, ибо любой компромисс с его стороны будет выглядеть, как уступка и определенным образом поражение».
Итог: Украине следует сейчас максимально широко распространять информацию, говорить о том, что мы готовы, мы согласились и на «формулу Штайнмайера», и на дальнейший диалог, тем самым демонстрируя на международной арене, кто действительно блокирует эту встречу.
Сергей Солодкий
Первый заместитель директора Центра «Нова Європа»
Эксперт отметил, что «аппетиты России растут пропорционально готовности Украины воплощать выставленные условия»: «Москва увидела высокий интерес Киева к встрече в Нормандском формате, а поэтому выставляет новые и новые ультиматумы».
В связи с этим, Солодкий не уверен, что можно ожидать понимания и поддержки от западных партнеров Украины:
«Вряд ли стоит рассчитывать на какие-то шаги в этом направлении со стороны Парижа: французы не видят ничего драматического в уступках Киева и даже рассчитывали на них. Относительно подходов Берлина – не все однозначно: Украине стоит интенсифицировать свои переговоры с Германией в этом направлении, очень важно доверие на высшем уровне».
Николай Капитоненко
Ассоциированный эксперт Международного центра перспективных исследований
Капитоненко также утверждает, что саммит лидеров Нормандского формата нужнее Владимиру Зеленскому, и в России это понимают.
«В Москве считают, что в Минском протоколе закреплена приемлемая и справедливая цена за выведение российских войск и возврат границы под контроль Украины. Это и амнистия, и автономия – все то, по поводу чего нам еще предстоят большие и, судя по всему, острые дебаты. Цена уступок растет вместе с внутренним давлением. Владимир Зеленский начинает корректировать свою позицию и делать то, что напоминает поведение Петра Порошенко. То есть, когда говорит одно, а потом, под влиянием внутренних протестов, сопротивления и внутренней ситуации в целом, начинает обставлять это условиями, откладывать и т.д.»
Эксперт отмечает, что сейчас Украина находится в ситуации, когда россияне поставили подготовку на паузу и смотрят, насколько серьезен президент Украины в своей готовности двигать процесс мирного урегулирования на Донбассе.
Напоминаем, что Зеленский назвал мэров, которых оставит без поддержки.
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook