Украинская власть должна понять, что экспаты – украинцы, которые жили за границей и вернулись работать на страну, — сделаны не из того же теста, что украинские бюрократы.
Об этом заявил Саша Боровик в интервью «Главкому».
Он отметил, что в министерстве экономики, где он работал, были люди, которые практически всю жизнь провели за границей, и они являются самыми лучшими специалистами.
«Например, у меня в команде есть парень, который работал в Лондоне, у него ребенку 5 лет в Лондоне, он оставил свою жену и он приходит и говорит: «Я знаю, что делать, но я не создан для того, чтобы бегать по этим министерствам и собирать подписи и заниматься вот этой фигней». И поэтому нельзя экспатов запускать в старую функциональную систему и говорить: «Дорогие наши, давайте…»», — сказал Боровик.
Он подчеркнул, что такие люди не могут полностью изменить систему, поскольку не обладают необходимыми полномочиями.
«У меня не было, например, права подписи. Например, у всех моих экспатов полно идей — кто-то написал «диджитальную» реформу для Украины. Украина долгое время была единственным государством в Европе, у которой ее не было, а теперь она есть. Ее не утвердили, ее нужно просматривать, о ней нужно говорить, но она есть, как идея. Ее показывали европейцам, они согласны, они считают, это здорово. Другой экспат, точно такой же, закончил школу, которая, работая вместе с донорами, создала механизм мониторинга доноровских денег. Украина же сидит на донорских деньгах очень долго. Был построен какой-то портал за 260 тыс. долларов, который с моей точки зрения (а я всю жизнь работал в софтверовском бизнесе), на первый взгляд, стоит не больше 6-7 тыс. долларов. И это все. Все остальное сделали экспаты, волонтеры», — рассказал эксперт.
Боровик отметил, что Украина является самым бедным государством в Европе. И здесь необходимо проводить реформы, а не избавляться от иностранцев в правительстве.
«Коалиционный договор не отвечает запросам, это не реформационный документ. И когда мы приводим в правительство иностранцев, то нужно смотреть и на парламент, в особенности, на коалицию. И спросить – коалиция, а вы вообще где по отношению к центру — справа или слева? В коалиционном договоре не написано, что «мы в Украине за один год проводим радикальную реформу», что «мы проводим либерализацию экономики» — этого там нет. Поэтому когда мы смотрим на премьер-министра или министров-иностранцев, и спрашиваем: «А где реформы?», то где мандат для исполнителя со стороны законодательной власти и со стороны политического руководства, политических партий? Потому что должен быть запрос от общества в лице Рады не в виде критики «Дорогие наши, а где реформы?», а нужно получить политический мандат делать все эти реформы», — подчеркнул он.