— Такие учения – в смысле, проводимые Украиной вместе с Россией под маркой миротворчества, проводятся впервые, и поневоле вызывают массу вопросов. И украинские, и российские военные давно совместно выполняют миротворческие задачи в одних и тех же миссиях ООН. И поскольку они действуют под единым ооновским руководством, по стандартам и процедурам ООН, проблем в их взаимодействии (как и во взаимодействии с иными контингентами – будь то азиаты, африканцы или европейцы) никогда не возникало, — сказал Борис Такаев.

{advert=1}

— Отработка же учебных миротворческих задач в трехстороннем порядке (а Беларусь вообще далека от миротворчества под эгидой ООН – лишь в прошлом году зашла речь о первом направлении белорусских военных в миссию Объединенных Наций в Ливан, да и то в виде группы штабных офицеров) может свидетельствовать лишь о подготовке к действиям в «своем» миротворчестве, понятно, под управлением России, — отметил эксперт.

По его словам, настораживает и состав подготавливаемых подразделений. В частности, в учениях принимает участие механизированная рота 28-й отдельной механизированной бригады Сухопутных войск ВС Украины, взвод 120-й механизированной бригады Республики Беларусь и рота гвардейского 108-го десантно-штурмового полка 7-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии Вооруженных сил России.

— Российские десантники уже показали себя в качестве миротворцев в Косово. В результате весьма темной истории, россиян в конечном итоге оттуда убрали. По свидетельствам представителей НАТО – уж слишком их «миротворчество» попахивало криминалом, да и Москва, никогда не признающая такие факты, все же пошла на их отзыв под благовидным предлогом, хотя считала свое военное присутствие в Косово стратегически важным с политической точки зрения, — указывает Такаев.

Он уверен, что участие украинских военных в любых операциях России под эгидой регионального миротворчества грубо бы противоречила внеблоковому статусу Киева.

— Украина, объявившая себя внеблоковой державой, по определению может участвовать лишь в операциях ООН (второй вопрос – зачем Киеву вообще нужно такое участие). Нынешнее украинское участие в операции НАТО в Косово также не совсем понятно, но эта операция хотя бы проводится по мандату ООН. Россия же, как свидетельствует опыт, использует миротворчество как инструмент достижения своих целей в регионе.

{advert=2}

По словам эксперта, привлечение украинских военных к российскому миротворчеству может быть одним из путей втягивания Украины в ОДКБ.

— Чтобы придать большую легитимность своему региональному миротворчеству, Москва пытается сейчас подвести его под эгиду своего карманного блока – ОДКБ. Если Украина втянется в эту схему, то на ее внеблоковости можно смело ставить крест. А это не исключено, учитывая сегодняшние отношения Януковича с Кремлем, как способ «помириться» с россиянами и найти еще один вариант решения газовых вопросов, — считает Такаев.