Санкции РФ против Турции помимо мер в отношении строительства и туризма могут быть распространены на гостиничный бизнес, деревообработку, обучение пилотов, а также госзаказ в любой отрасли.
Об этом пишет Коммерсант.
По данным источников «Ъ», речь идет, по сути, об остановке импорта работ и услуг — запрете российским юридическим лицам заключать контракты с профильными турецкими контрагентами. Контролировать применение санкций может Росфинмониторинг при участии ЦБ, а правительство получит право регулировать ситуацию в ручном режиме, вводя те или иные исключения.
«Ъ» удалось ознакомиться с проектом постановления правительства, подготовленным Минэкономики по поручению премьера Дмитрия Медведева в рамках «специальных экономических мер» в отношении Турции. Документ, направленный премьеру 9 декабря, разработан во исполнение базового «антитурецкого» указа президента Владимира Путина от 28 ноября. Часть указа Белый дом уже выполнил постановлением от 30 ноября, введя немедленный запрет поставок из Турции ограниченного списка продовольствия, остановив части правительственных программ сотрудничества и ограничив привлечение турецких граждан на работу в РФ. На втором этапе расширены и уточнены экономические санкции. В Минэкономики «Ъ» заявили, что по проекту продолжается «проработка вопросов», отказавшись обсуждать детали.
Новое постановление вводит список «видов работ (услуг), которые запрещаются на территории РФ для организаций, находящихся под юрисдикцией Турции». Речь идет об импорте строительных услуг (группа F кодов ОКВЭД), туристических услуг (ОКВЭД 79), услуг гостиниц (ОКВЭД 55.1), а также о деревообработке и обучении гражданского персонала авиакомпаний РФ в Турции.
Как подтвердил «Ъ» один из федеральных чиновников, имеющий отношение к проекту, подразумевается в том числе, что на новые контракты российских юрлиц и физлиц с турецкими в РФ нельзя будет оформить паспорта сделок. Без паспортов сделок платежи банков в адрес турецких юрлиц и обратно не могут быть проведены в РФ. Одновременно полностью запрещается любое участие турецких резидентов в госзакупках РФ.
Контролировать применение новых санкций должен Росфинмониторинг. В самом ведомстве неофициально говорят, что пока не видели даже проекта постановления.
«Но исходя из общепринятого подхода можно предположить, что процедура контроля за соблюдением требований будет стандартной,— уточняет источник «Ъ» в Росфинмониторинге.— ЦБ может внести в список критериев подозрительных операций с турецкими компаниями совершенные в рамках договоров, заключенных после даты «Ч», и тогда банки будут обязаны информировать Росфинмониторинг о них». При этом финансовым организациям, очевидно, придется отслеживать дату заключения контракта, по которому идет данная операция, и раскрывать ее, например, в поле «дополнительный критерий», из которого Росфинмониторинг будет делать вывод о том, нарушается постановление или нет.