Андрей Золотарев

Анализ закона показывает, что он попросту консервирует существующую политическую систему.

Об этом в блоге на сайте Новое время пишет политтехнолог Андрей Золотарев.

Он перечисляет основные  изъяны закона:

«Во-первых, дискриминационный проходной барьер. 5% для большинства новых политических сил является непреодолимым, даже в масштабах областного центра.

Во-вторых, закон, по сути, узаконивает «партийное рабство». Предположим, у нас есть достойный кандидат, пользующийся поддержкой в своем регионе. Теперь он может пойти на выборы только в составе уже существующей политической силы, а значит, будет вынужден договариваться с ее руководством. Даже если они придут к взаимопониманию, то в дальнейшем, какова бы не была поддержка этого политика избирателями, он будет вынужден действовать и голосовать так, как скажет это руководство, в противном случае его могут без особых трудностей лишить мандата», — пишет он.

По мнению эксперта и сам по себе закон будет порождать многочисленные конфликты. Как объяснить людям, что их кандидат набрал 50% голосов в регионе, но не станет депутатом, поскольку проиграла его партия, а вместо него пройдет тот, кто получил меньше поддержки на местах, зато партию выбрал «верно»? Кроме того, закон может породить проблему недопредставительства – некоторые округа могут остаться без депутатов.

Если оглядываться на опыт кампании в Санкт-Петербурге в 2011 году, то там, с учетом небольшого размера округов возник соблазн «зачем агитировать, если можно купить?». В коррупцию тогда ударилось даже респектабельное «Яблоко», да и в целом выборы сопровождались многочисленными скандалами. Так что закон дает преференции крупным партиям, админресурсу и большим деньгам.

«Лично мне старая система, при всех ее изъянах и скупке голосов представлялась более подходящей, поскольку проблему скупки голосов новый закон все равно не решает. Конечно, более справедливой была бы несколько иная система, по-настоящему открытая: если бы территория города (для примера возьмем, скажем, Днепропетровск или Запорожье), на которую выделяется восемьдесят мандатов, разбивалась на десять округов, и каждый округ получал бы восемь мандатов. Таким образом, жители каждого округа могли бы действительно выбрать тех, кто их устраивает, не опасаясь, что большая часть мандатов уйдет другому району», — отметил политтехнолог.

Золотарев уверен, что сейчас выборы будут проходить по советской схеме «Или покупай, или уходи».

«Единственное, на что способен этот закон – законсервировать нынешний расклад в местных советах», — резюмировал он.