Дополнительный спрос на валюту после введения крупного пакета валютной либерализации в мае составил $322,6 млн, об этом свидетельствуют расчеты Forbes Ukraine на основании данных НБУ.

В начале мая НБУ объявил о наибольшем ослаблении валютных ограничений за время войны. При внедрении либерализации регулятор оценивал потенциальное влияние импорта услуг в $100 млн в месяц.

За первые два месяца валютной либерализации 173 компании воспользовались возможностью платить проценты по "старым" внешним займам и 167 компаний – возможностью репатриировать "новые" дивиденды, говорится в письменном ответе пресс-службы НБУ.

За период 4 мая по 10 июля компании в среднем переводили за границу $2,6 млн для уплаты по кредитам, а для выплаты дивидендов (с 13 мая 2024-го по 10 июля) – $4,6 млн.

То есть, за два месяца компании создали дополнительный спрос на валюту в сумме $322,6 млн.

Любые меры по валютной либерализации на первых этапах генерируют спрос на валюту, и только в перспективе приводит к притоку инвестиций, когда бизнес и иностранные инвесторы убедятся, что новые правила работают, говорится в ответе НБУ.

Поэтому, несмотря на влияние этих мер, НБУ пока не рассматривает никаких шагов для усиления валютных ограничений.

"Последние шаги по смягчению валютных ограничений ожидаемо привели к определенному росту спроса на иностранную валюту, что на фоне временного уменьшения предложения валюты со стороны аграриев повлияло на ослабление курса гривни в конце июня-начале июля. Впрочем, это не было определяющим для конъюнктуры валютного рынка", – говорится в комментарии.

С началом полномасштабной войны Нацбанк ввел строгие валютные ограничения, чтобы предотвратить отток валюты, сохранить золотовалютные резервы и, соответственно, избежать масштабной девальвации гривны. Но потом регулятор начал постепенно "откручивать вентиль" в обратную сторону.