Украина рассматривает возможность замены транспортируемого в Европу российского газа на "голубое топливо" из Азербайджана. Несмотря на то, что президент страны Ильхам Алиев заявил, что Азербайджан может помочь в этом вопросе, этот план вызывает серьезные опасения экспертов и несет в себе серьезные риски.

Об этом говорится в материале издания Financial Times.

Главная проблема состоит в том, что Азербайджан может поставлять лишь небольшую часть необходимого объема газа - 2 млрд кубометров по сравнению с 14 млрд кубометров, поступающих из России. Это вызывает вопрос о реальном происхождении транспортируемого газа.

Транзит газа / Фото: Getty Images

Михаил Гончар, президент Центра глобальных исследований "Стратегия XXI", предупреждает, что эта схема может превратиться в скрытую поставку российского газа под видом азербайджанского. По его словам, Киев может согласиться с этим, считая, что присутствие российского газа в трубопроводе защитит инфраструктуру от атак Москвы. Однако эксперт называет этот аргумент слабым, учитывая предварительные удары России по газокомпрессорным станциям Украины.

Алексей Чернышев, главный исполнительный директор "Нафтогаза", подтвердил, что предложение о поставках азербайджанского газа является главной альтернативой, которую рассматривает Украина. План предусматривает, что Баку будет импортировать газ из России, а затем экспортировать свой газ в Европу через украинскую трубу.

Алексей Чернышов

Кроме того, ранее в Нафтогазе отреагировали на скандал с транзитом российской нефти.

По словам Сергея Макагона, бывшего руководителя украинской транзитной системы, важен и финансовый аспект вопроса. Ранее Украина получала около 1 миллиарда долларов в год за транзит российского газа, но большая часть этих средств уходила на обслуживание газотранспортной системы. При этом Россия зарабатывала около 5 миллиардов долларов в год от продажи газа, что противоречит призывам Украины ввести санкции против российского топлива.

Он добавил, что ситуация усугубляется возможным давлением со стороны пророссийских политиков в соседних странах ЕС и интересами газовых трейдеров.