Выход Дональда Трампа из иранского ядерного соглашения остается одной из худших внешнеполитических ошибок в американской истории, однако Байден все еще может ее исправить. Он не должен упустить шанс завершить свое президентство большой победой в сфере безопасности, помогая вице-президенту Камале Харрис в определении поддерживаемого народом курса на более мирный и стабильный Ближний Восток, пишет Дилан Уильямс в статье в The Hill.
Многосторонний Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) 2015 года ограничил пути Ирана к ядерному оружию, и его медленный распад после одностороннего отказа Трампа от него привел к всесторонним потерям как для американской, так и для региональной безопасности. СВПД не только спровоцировал вполне предполагаемое (и прогнозируемое) расширение деятельности Ирана по обогащению урана, но и укрепило политические позиции иранских сторонников жесткого режима.
Дестабилизирующие атаки со стороны Корпуса стражей исламской революции и их марионеток участились по всему региону, в том числе и против американских войск. Хотя такая реакция была запущена при Трампе, президент Байден имел возможность в начале своей администрации восстановить СВПД и его ограничения в отношении ядерной программы Ирана.
Бесчисленное количество внешних экспертов советовали ему немедленно отменить катастрофический выход Трампа из соглашения и дипломатическим путем деэскалировать напряженность в отношениях с Ираном. Будучи кандидатом, Байден недвусмысленно пообещал это сделать. Однако после вступления в должность администрация Байдена колебалась и медлила с дипломатией, во многих случаях продолжая и даже расширяя пагубные подходы своего предшественника.
Неожиданное избрание ориентированного на реформы Масуда Пезешкиана следующим президентом Ирана открыло еще одну возможность для заключения нового соглашения по возобновлению некоторых из наиболее важных пунктов СВПД. Пазешкиан, являвшийся сторонником иранского соглашения с момента его создания в 2015 году, выступает за возобновление основной части соглашения, предусматривающего обмен ограничениями на ядерную деятельность Ирана на ослабление санкций для иранского народа.
Это дает президенту Байдену неожиданную, но очень удачную возможность укрепить безопасность США и региона до конца его президентского срока, пытаясь мирно ограничить ядерную деятельность Ирана и в то же время снизить напряженность в отношениях между странами.
Но существуют очевидные препятствия на пути к заключению полноценного соглашения за оставшееся до конца президентского срока Байдена время. Иранская ядерная программа настолько продвинулась вперед с момента нарушения Трампом СВПД, что многие начальные условия соглашения уже не соответствуют или не могут быть применены к нынешним реалиям.
Источник: ZN.UA