На принятие законопроекта, который внедряет в Украине институт военного омбудсмена, может уйти до года.
Такое мнение на брифинге в медиацентре Укринформа высказали участники презентации исследования Центра формирования политики на тему "Институт военного омбудсмена: иностранный опыт и уроки для Украины".
"Есть четыре основных измерения, по которым этот институт отличается от государства к государству. Первое измерение – это модель и ее назначение и соответствующее дальнейшее подчинение. То есть – это парламентская модель, или это правительственная модель. Как мы видим из опыта, парламентские омбудсмены имеют большие полномочия, больший институциональный вес и, соответственно, являются более интегрированными субъектами в целом более широкого понятия демократически-гражданского контроля. Второй вопрос – это, условно говоря, инстанционность. Тобто нужно ли предварительно проходить все инстанции защиты своих пра или можно обращаться к омбудсмену в любой момент, независимо от того, проходишь ли ты внутриармейские процедуры. Третий вопрос - это степень доступа к государственной тайне, к режимным объектам, к военным частям и в целом к военной инфраструктуре, доступ к которой для большинства гражданских ограничен", - рассказал аналитик Центра формирования политики Александр Нотевский.
Он отметил необходимость принять соответствующий закон о военном омбудсмене.
"Статус военного омбудсмена должен быть закреплен законодательно для того, чтобы он был наиболее защищен. Это не должно быть отдельное постановление Кабмина или положение, утвержденное Минобороны и т.д. Это должно быть на уровне закона. По нашему мнению, стоит избрать парламентскую модель. Здесь Украине не надо придумывать велосипед, у нас есть Уполномоченный ВР по правам человека, соответственно эта модель обкатана. Можно то же проработать, сузив функционал конкретно до уровня военнослужащих", - отметил эксперт.
По его мнению, срок полномочий военного омбудсмена должен быть длиннее срока каденции парламента во избежание политических манипуляций.
"Важный вопрос - кто бы должен подавать кандидатуру, как бы должен был происходить отбор. Конечно, в идеальных условиях хотелось бы иметь прозрачный конкурс, по результатам которого народные депутаты представляют кандидатуру победителя, в дальнейшем его назначает либо комитет, либо весь парламент, и он далее с им работает", - объяснил Нотевский.
Он отметил, что военный омбудсмен должен иметь институциональную независимость и возможность работать независимо от различных факторов политики. Также важно предоставить ему право самостоятельно определить категорию лиц, имеющих право обращаться к нему. По мнению эксперта, это могут быть военнослужащие, в том числе бывшие их семьи, ветераны.
Кроме того, для полноценной работы института военного омбудсмена должна быть поддержка из бюджета и доноров.
"Мы видим из публичных заявлений, что и Президент Украины поддерживает создание этого института, и министр обороны это даже прописывал в своем программном сообщении при назначении. Мы готовы делиться информацией, которую обработали, готовы приобщаться, приглашаем других коллег из общественного сектора, из государственного", – заверил Нотевский.
Отвечая на вопрос, сколько времени необходимо для принятия соответствующего законопроекта, он отметил, что на это может уйти до года.
"Разработан ли текст законопроекта нам неизвестно. То, что мы сделали, – это такая база, на которую можно опереться, доработать и соответственно такой текст разработать. Сколько это может продолжаться? При наличии политической воли у нас законы принимаются быстро. Если это грамотно проводить , проанализировать весь опыт, синтезировать, согласовать со всеми стейкхолдерами, я думаю, от полугода есть. Если это делать в умеренном формате, то это могут быть и годы", - подытожил эксперт.