В понедельник начинается судебный процесс по делу о военных преступлениях в Косово. Бывший президент Косово Хашим Тачи и три его соратника обвиняются в совершении военных преступлений и преступлений против человечности в период с 1998 по 1999 год.
Остается сомнительным, что косовары или сербы будут рассматривать этот процесс как справедливое правосудие, не говоря уже о содействии региональному примирению. Этот процесс может стать уроком для будущих попыток рассмотрения дел о военных преступлениях, возникших в результате вторжения России в Украину, пишет Financial Times.
Одна из проблем связана с необычным статусом суда, рассматривающего это дело. Известный как Косовская специализированная палата (КСП), он является номинальной частью судебной системы Косово, но находится в Нидерландах. В действительности он полностью управляется ЕС. Его прокуроры и судьи, подбираемые дипломатами ЕС, не имеют гарантированного срока службы, что делает их уязвимыми для политического влияния.
Косовары считают КСП предвзятым навязыванием ЕС, которое фокусируется на их бойцах, а не на сербах, которые, по мнению косоваров, совершили больше всего военных преступлений. Хотя первый в истории вердикт суда – жесткий приговор по поводу менее значительной фигуры, чем Тачи – вызвал лишь быстротечные протесты. Но более авторитетные международные или гибридные трибуналы, рассматривавшие военные преступления в бывшей Югославии, не смогли полностью удовлетворить стремление местного населения к справедливости или разрешить глубокие разногласия между бывшими противниками по поводу их прошлого. В некоторых балканских государствах как элиты, так и простые граждане все еще уважают своих "героев войны".
Основание судебного разбирательства кроется в доктрине либерального интервенционизма, которую когда-то предпочитал Запад. В 1999 году НАТО нанес воздушные удары по Сербии, чтобы остановить массовые репрессии против косоваров со стороны режима Слободана Милошевича. К 2008 году западные государства пришли к выводу, что лучшим решением проблемы, уходящей корнями в балканскую историю начала 20-го века, является удовлетворение желания Косово обрести независимость.
Но, в основном из-за противодействия России и Китая, Совет Безопасности ООН не санкционировал ни вмешательство НАТО, ни независимость Косово. До сих пор пять стран Евросоюза, где проживают беспокойные или сепаратистские меньшинства – Кипр, Греция, Румыния, Словакия и Испания – не признают Косово. Не признают его Китай, Индия, Россия и десятки других стран. Это не позволяет стране обрести членство в ООН.
Власти Косово не контролируют сербские общины в своих северных районах. Давление ЕС с целью достижения компромисса привело к разным соглашениям, выполняемым с ошибками, а недавно – к устному пакту, в толковании которого Сербия и Косово сразу же разошлись.
Суд, который будет судить Тачи, был создан после непродуктивного правосудия в Косово со стороны ООН и ЕС в 1999-2008 и 2008-2014 годах. Хотя в 2011 году в докладе Совета Европы, написанном швейцарским сенатором Диком Марти, были обобщены доказательства вероятных военных преступлений Армии освобождения Косово и насильственных методов, с помощью которых ее лидеры приобрели политическую и экономическую власть. Поддавшись давлению, ЕС при поддержке США создал КСП. Тачи и его соратники утверждают, что они невиновны в предъявленных им обвинениях.
Изменение политики Запада – от терпимого отношения к бесправию косовской элиты и до передачи Тачи и других суда – говорит о непоследовательности вмешательства ЕС и США в этот уголок Европы. Запад изменил границы Сербии в 2008 году, а затем объявил границы Косово незыблемыми. Они спасли Косово от Милошевича, а затем наблюдали, как их послушные местные партнеры грабят новое государство.
Приоритетом западных государств должна быть поддержка программы чистого правительства и инклюзивного экономического роста, принятой реформаторами, за которых косовары проголосовали в 2021 году. Запад же наблюдает за процессом, проводимым далеким от совершенства судом.
Источник: ZN.UA