Аграрный сектор останется ключевым в экономике страны во время военного положения из-за вторжения России, однако перед бизнесом стоит большой риск.
Что делать обсудили в новой беседе соучредителт Украинского института будущего Юрий Романенко и глава Всеукраинской аграрной рады Андрей Дыкун.
Дыкун отметил, что если раньше обратить внимание на проблему можно было массовыми мероприятиями, например, перекрытить 25 трасс в знак протеста или провети массовый митинг на 15 тысяч аграриев под Верховной Радой, однако сейчас во время войны это неправильно и практически невозможно.
"У нас нет понимания, как нам достучаться [к власти], чтобы нас услышали. Но мы будем пытаться... Это техническая работа. Если государство сделает эти правильные вещи за месяц, будет понятно, что у нас есть партнер, который будет нас поддерживать, это раз. Два, ситуация сейчас сильно зависит от сбыта. Мне очень не нравится ситуация вокруг зерновых соглашений, где прописывают "зрада", "не нужно этого делать". Но если не будет стабильного экспорта зерна портами до весны, поверьте, весной никто сеяться не будет", - подчеркнул эксперт.
Дыкун акцентировал внимание, что материалы, в которых пишут, что "сейчас вывезут все зерно, и в Украине начнется голод", не правдивы. Но тут есть другая проблема:
"Но если мы не сможем реализовывать нашу продукцию, то незачем ее сеять в марте. Сейчас благодаря шагам по зерновым соглашениям аграрии увидели свет в конце тоннеля - мы посеем пшеницу, меньше, чем в прошлом году, но достаточно. Что касается весны, это будет зависеть от экспорта. Если мы выйдем хотя бы на 3 млн этими портами и 3 млн - на западную границу. Если до марта будет стабильных 6 млн тонн экспорта в месяц, тогда все будет окей. Если этого не будет, тогда аграрии не посеят, и тогда будет голод", - отметил он.
Романенко добавил, что благодаря экспорту Украина покупает оружие, боеприпасы, аммуницию, топливо, в том числе, не только берет то, что дает Запад.