Экс-первый замминистра Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины Павел Кухта прокомментировал постановление о снижении цены на газ в Украине.
Как передает «Хвиля», об этом он написал на своей странице в Фейсбук.
«Первое, юридическое обоснование введенного регулирования - ст. 3 Закона «О защите населения от инфекционных болезней», которая дает Кабмину право вводить регулирование предельных цен на социально значимые товары (список которых Кабмин определяет сам). В этом законе прямо не прописано, что государство обязано компенсировать бизнесу потери от такого регулирования. Впрочем, логика других законов к этому тяготеет, поэтому наверняка судебные иски с требованиями компенсировать потери возможны. Постановление ограничено во времени - с 1 февраля по 31 марта. Это хорошо с точки зрения отношений с МВФ: по крайней мере, четко очерченная временность данного мероприятия. Будет ли Фонд требовать введения каких-то гарантий, что данная ситуация не повторится - открытый вопрос, я бы этого не исключал», – отметил Кухта.
По его словам, предельная цена вводится на уровне 6 грн 99 коп за 1 кубический метр для всех поставщиков, включая «поставщиком последней надежды» (ПОН – на данный момент это Нафтогаз).
При этом Кухта объяснил, что согласно Кодексу ГТС, потребитель, который не получает газ от одного поставщика, автоматически становится клиентом ПОН. В свою очередь операторы газораспределительной системы (облгазы) обязаны предоставить ПОН информацию о таком потребителя, необходимую для поставки ему газа. «Интересно, что в постановлении нет ничего о поставках газа ТКЭ - компаниям, которые предоставляют тепло в подключены к центральному отоплению дома. Для них все еще действует ПСО (обязательства Нафтогаза поставлять им газ по регулируемой цене), где цена привязана к внешнему хабу. То есть платежки за тепло постановление Кабмина не снижает, только за газ, который напрямую идет в дома людей. Но тепло - очень весомая часть тарифной нагрузки, около 80% себестоимости которой составляет все тот же газ. Ранее эти два вопроса обычно сочетали при регулировании цены газа - на этот раз почему-то вопрос тепла в постановление не включили».
Кроме того, эксперт рассказал о подводных камнях, которые по его мнению могут помешать работе постановления.
По словам Кухты, во-первых, в понимании законодательства о государственном регулировании, постановление является регуляторным актом - то есть оно должно пройти публичное обсуждение не менее одного месяца, и быть согласованным Государственной регуляторной службой.
«Очевидно, что месячного обсуждения не было, а это может быть основанием для отмены постановления в судебном порядке. Есть судебное решение 2018 - наследие тогдашних баталий вокруг последнего повышения цен на газ правительством Гройсмана - которое говорит, что постановление по регулированию цен не является регуляторным актом (несколько абсурдно, но в наших судах достаточно гибкая логика). Теоретически, это дает Кабмину возможность отстоять постановление в судах, но на практике все может быть по-разному - у нас не прецедентное право и суды, прямо скажем, не всегда действуют по правовой логикой. Тем более, что, кажется, это подсудность знаменитого Окружного админсуда Киева. UPD. Dmytro Romanovych подсказывает, что для постановлений по карантину процедуры обязательного согласования с ДРС отменены», – сказал он.
Ко второму подводному камню эксперт отнес то, что постановление не прописывает каких-то урегулированных процедур взаимодействия между рыночными игроками. «Похоже, что Кабмин ожидает, что облгазовские газсбуты не смогут поставлять газ потребителям и потребители автоматически попадут в ПОН - станут клиентами Нафтогаза. Проблема в том, что поставки газа - вентиль к потребителю - контролируют именно облгазы, а поставки эти идет постоянно и прямо не связанные с движением средств за газ. То есть облгазы с газзбутамы могут, например, просто отбирать газ из системы и поставлять людям, а дальше списывать его на т.н. «Небалансы» (технические потери, в которых сидят и кражи газа), разбираться с Нафтогазом и Оператором ГТС, чей это был газ и т.п. Могут ли обжаловать постановление в суде и выставить в феврале высокие платежки людям. Так же, теоретически Нафтогаз может предъявить Кабмину сумму своих потерь от регулирования цен для компенсации».
Вдобавок к этому Кухта подчеркнул, что в любом случае, у игроков рынка большое пространство для действий – «вряд ли нынешняя тарифная история завершится с принятием постановления».
К тому же он отметил, что не стоит рассчитывать на какие-то существенные сдвиги в отношениях с Фондом до конца марта
«Относительно реакции МВФ: наверное, не стоит рассчитывать на какие-то существенные сдвиги в отношениях с Фондом до конца марта. Как будет вести себя МВФ дальше и насколько жестко ставить вопрос о возбуждении Кабмином условий программы - посмотрим. К бюджету на 2021 они отнеслись на удивление лояльно, согласовав его Минфину с очень высоким дефицитом и нереалистичным прогнозом доходов - возможно, в газовом вопросе будут вести себя жестче, сейчас еще рано об этом судить», - спрогнозировал Кухта.
Смотрите также видео, в котором эксперт Украинского института будущего и шеф-редактор портала "Хвиля" Юрий Романенко рассказал, как глава правительства Денис Шмыгаль и президент Владимир Зеленский решили проблему нехватки средств на оплату зеленой энергетики:
От 33 гривен: АЗС опубликовали новые цены на бензин, дизель и автогаз
Обновлены социальные нормы потребления газа: что теперь должны знать потребители
"Игра против своих": в Раде резко отреагировали на идею расформирования ТЦК
Залужный сказал, когда Россия ударит с новой силой
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook, страницу «Хвилі» в Instagram.