Украина не отделена китайской стеной от мировых экономических и политических процессов и у политического кризиса в Украине можно обнаружить очень много общего с «арабской весной», движением «оккупай», событиями в Греции, Турции, Испании, Португалии… Как и во многих других странах причиной политического кризиса стал кризис экономический.
Украина в подобной ситуации находится, почитай, со времен распада Советского Союза. Уже несколько раз в истории самостийной Украины экономический кризис перерастал в кризис политический. Вспомним, хотя бы акции «Украина – без Кучмы!», «Восстань, Украина!», «Оранжевую революцию», «Врадиевку» как симптом. Поводы были разные: убийство журналиста Георгия Гонгадзе, фальсификация властями итогов президентских выборов 2004 г. в пользу Януковича и другие моменты. Толчком же к возникновению нынешнего политического кризиса, как известно, послужил жесткий силовой разгон милицией акции молодежи в поддержку евроинтеграционных процессов на Майдане в Киеве в ночь на 30-е ноября прошлого года.
Существенным отличием антиправительственных, антиолигархических массовых протестов в Украине от аналогичных выступлений населения в ряде стран юга Евросоюза, является то, что лидерство в них принадлежит не левым организациям и активистам (профсоюзам, анархистам, троцкистам, левым коммунистам…) а либералам и националистам различного толка, от «Удара» и «Батьківщини») до радикально правой националистической партии «Свобода» и откровенных национал-социалистов из «Правого сектора».
Чем объясняется данное явление? С нашей точки зрения следующими основными причинами:
— во-первых, тяжелым моральным наследием сталинизма как идеологии и практики строительства государственного капитализма в СССР, который в сознании подавляющего большинства населения до сих пор отождествляется с социализмом и даже с коммунизмом, преимущественно со знаком минус, а не плюс;
— во-вторых, тем фактом, что переход от социального государства хрущевско-брежневского типа к неолиберальным реформам у нас происходил по инициативе КПСС и приватизацией госсобственности, воспользовалась, прежде всего, бывшая партхозноменклатура;
— в-третьих, тем обстоятельством, что 20 лет КПУ Петра Симоненко симулировала оппозиционную деятельность, проституировала и дискредитировала комдвижение в Украине, превратившись, в конце концов, де факто во что-то вроде левого крыла Партии регионов, чьи VIP-коммунисты проживают в фешенебельных особняках, разъезжают на дорогих иномарках и при этом с неподражаемым цинизмом и нахальством уверяют нас, что днем и ночью блюдут интересы трудящихся.
Стоит ли удивляться после этого всплеску национализма, сносу памятников Ленину, требованиям запрета КПУ вместе с Партией регионов?
После принятия ПР и КПУ 16 января драконовских законов, направленных на подавление массовых акций протеста в Киеве и других городах, политический кризис начал явно перерастать в революционную ситуацию с элементами гражданской войны.
Между кем и кем идет борьба? Классовый анализ показывает, что борьба разворачивается между двумя основными силами. С одной стороны финансово-промышленная олигархия, которую представляет ПР и президент Янукович. С другой стороны мелкая и средняя буржуазия плюс интеллигенция, студенчество, крестьянство, чьи интересы пытаются представлять известные оппозиционные партии во главе с Кличко, Яценюком,Тягнибоком и другие организации.
За что борется финансово-промышленная олигархия? За сохранение контроля над рычагами власти и доступом к бюджетным ресурсам в качестве гарантии сохранения своих капиталов и источников сверхприбылей, за более тесные отношения с Россией, на которую можно опереться в борьбе с оппозицией.
За что борются их оппоненты, честные граждане, честные лавочники и рыночники? За одинаковые, равные для всех правила игры, за демократию и свободу от произвола коррумпированного чиновничества и полиции, против давления, которое оказывает на мелкий и средний бизнес финансово-промышленная олигархия, не позволяя ему превращаться в крупный капитал, грабя, разоряя и подавляя его. Они связывают свои перспективы с ЕС, на который можно опереться в борьбе с олигархами, ПР и президентом Януковичем.
А что же пролетариат? А пролетариат плетется в хвосте как тех, так и других. Ничего хорошего в экономическом плане ему не сулит ни сохранение влияния олигархов вкупе с партией власти, ни победа мелкобуржуазной оппозиции, ни Москва, ни Брюссель. Русскоязычный пролетариат юго-востока Украины кроме прочего серьезно опасается, что победа националистической оппозиции над Януковичем и ПР дополнит экономический гнет, которой тот испытывает, гнетом национальным.
Украинцам не приходит тысяча от Зеленского: какие причины и что делать
Маск назвал Шольца "некомпетентным дураком" после теракта в Германии
Новая пенсионная формула: как изменятся выплаты для 10 миллионов украинцев
"Киевстар" меняет тарифы для пенсионеров: что нужно знать в декабре
Означает ли это, что для пролетариата совершенно безразлично, кто одержит верх в этой борьбе? Нет, не означает. Победа оппозиции, евромайдана в сложившихся обстоятельствах, безусловно, будет означать буржуазный прогресс. Сохранение статус-кво олигархами и партией власти, дальнейшее балансирование между ЕС и ТС есть победа реакции и оттягивание неизбежного.
Чем быстрее ПР и Янукович будут отстранены от власти, чем быстрее Украина будет интегрирована в европейские экономические и политические структуры, тем быстрее, для подавляющего большинства трудящихся Украины, мелкой буржуазии, интеллигенции, пролетариата… станет ясно, что дело не в плохой или хорошей, бандитской или честной власти, не в происках Москвы или Брюсселя (Вашингтона), а в капитализме. Именно капитализм непрерывно воспроизводит на одном полюсе богатство, а на другом бедность, на одном полюсе изматывающий труд, а на другом – безработицу, на одном полюсе избыток всевозможных товаров, а на другом – неплатежеспособный спрос, на одном полюсе цивилизацию, а на другом варварство и одичание, на одном полюсе свободу для олигархов, а на другом — наемное рабство, чиновничий произвол и полицейский режим для трудящихся.
Разгон 30 ноября прошлого года «Беркутом» студенческого евромайдана и последовавшие за этим события ввергли в острый политический кризис не только власть, но и левое движение.
Как относиться к «Майдану»?
Поддерживать, участвовать?
Так ведь там всем заправляют националисты из «Свободы» и «Правого сектора».
Не поддерживать, не участвовать?
Так ведь на Майдан в Киеве и на центральные площади во многих других городах Украины выходят тысячи и даже десятки и сотни тысяч людей с требованиями положить конец полицейскому произволу и сросшейся с криминалом коррумпированной власти, выходят на защиту своих демократических прав и свобод.
Так все-таки, поддерживать и участвовать? Так ведь участники «Майдана» скандируют лозунги «Слава Україні! Героям – слава!», «Слава нації! Смерть ворогам!», «Україна – понад усе!», избивают левых активистов, а националисты из «Свободы» и «Правого сектора» утверждают, что сегодня в Украине происходит национальная революция.
Так все-таки, не поддерживать и не участвовать? Так ведь участники «Майдана» утверждают, что они отстаивают здесь свое человеческое достоинство, борются за прямую демократию и самоорганизацию народа, за европейские ценности, гражданские права и свободы, считают флаг Евросоюза таким же своим флагом как и желто-голубой флаг и видят процветающую Украину только в составе объединенной Европы.
Согласитесь, есть от чего растеряться, впасть в ступор, прийти в замешательство. Ведь это только для сталинистов все ясно, просто и однозначно – в стране при попустительстве и нерешительности властей идет открытый фашистский переворот, нацисты рвутся к власти. Надо побудить Януковича перестать миндальничать с коричневой угрозой и ввести, наконец, чрезвычайное положение, разогнать Майдан к чертовой матери, а лидеров оппозиции и зачинщиков беспорядков упечь за решетку лет эдак на 15, чтобы другим впредь неповадно было.
Для нас же из всего сказанного пока понятно только одно: для того, чтобы выработать правильную тактическую позицию в отношении к Майдану, необходимо все-таки определиться, с чем мы в данном случае имеем дело. Если это национальная (как утверждают националисты), национально-освободительная революция – это одно. Если это фашистский путч, как утверждают сталинисты вкупе с русскими шовинистами, — это другое. Если это народно-демократическая, антиолигархическая революция – это третье. Но как определить с чем мы имеем дело, ведь здесь присутствуют все эти (и не только эти) моменты, элементы и признаки указанных разнородных явлений, которые причудливо переплелись между собой, а Майдан все время поворачивается к нам, то одной, то другой, то третьей стороной? Для этого есть только один способ – рассмотреть данное явление с точки зрения целого, поместить его в более широкий исторический и международный контекст.
Итак, являются ли массовые выступления в Киеве, а также многих других городах и областных центрах, национальной, национально-освободительной революцией, как это хотят представить нам националисты? Нет, не являются. Украина не была колонией в составе СССР. Об этом свидетельствуют показатели ее социально-экономического развития за этот период, которые так и не смогла превзойти Украина за 20 лет своей независимости. Тем более, о какой национальной революции может идти речь сегодня, когда Украина обладает всеми атрибутами самостоятельного национального государства?
С распадом мировой колониальной системы после второй мировой войны, когда фактически все бывшие колонии обрели свою независимость, эпоха национальных, национально-освободительных революций канула в прошлое. Сегодня речь может идти только о нескольких исключениях из этого правила и Украина, ни по каким критериям не попадает в их число.
Так может быть речь идет о фашистском путче? Тогда прочитайте «Программный манифест Майдана» от 29 декабря 2013 года и определите сами насколько эти требования, цели и задачи отвечают целям и задачам фашистского переворота.
Нас могут спросить: «Может вы станете отрицать и само присутствие нацистов, расистов, фашистов и их организаций на Майдане?» Нет, мы не станем этого отрицать. Нацисты, фашисты там присутствуют и играют достаточно значительную роль, а вот что касается фашистского путча, так чего нет, того нет. Сами украинские нацисты и фашисты были бы, конечно, не прочь ликвидировать институты парламентаризма, установить в Украине авторитарную, однопартийную фашистскую диктатуру, осуществить принудительную украинизацию юго-восточных областей Украины, наставить памятников Бандере, Шухевичу, Петлюре, Коновальцу… в Крыму, Одессе, на Донбассе…, но силенок у них для этого явно недостаточно. Более того, для этого не существует никаких объективных предпосылок ни внутреннего, ни внешнего порядка. Украинские фашисты получили бы определенные шансы на успех только в случае распада Евросоюза, но пока что тот вполне справляется с возникающими проблемами и противоречиями и даже Греция все еще не вышла из него.
В случае реальной попытки фашистского переворота у Януковича имеется в наличии достаточно сил и средств, чтобы подавить его. А если бы их оказалось все же недостаточно, можно не сомневаться, что он был бы немедленно подавлен совместными усилиями украинских властей, ЕС и России. Фашистский путч в Украине, зажатой между такими геополитическими колоссами как ЕС и Россия, является еще более реакционной и несбыточной утопией, чем победа в данных международных условиях социалистической революции в Украине, о которой все еще мечтают и поговаривают некоторые недалекие квази-коммунисты-сталинисты.
Как тут не вспомнить известный анекдот: «В зоопарке на клетке слона написано, что он съедает 40 килограммов хлеба,30 килограммов картошки, 50 килограммов капусты, 20 килограммов бананов…
Один из посетителей спрашивает служащего:
— Скажите, неужели слон это все съест?
— Съесть-то он съест, да кто ж ему даст?!
Итак, остается последнее, — это народно-демократическая, антиолигархическая революция или выразимся более сдержанно, — перед нами народно-демократическое, мелкобуржуазное, антиолигархическое массовое движение.
Почему оно приобрело ярко выраженную патриотическую, националистическую, а не леводемократическую форму и окраску, мы уже указали выше. Но почему оно приобрело форму противостояния западной и центральной Украины против Украины юго-восточной, придется сказать несколько слов дополнительно.
Русскоязычный юго-восток Украины, база финансово-промышленной олигархии Украины – это регион крупной промышленности, тяжелой индустрии, в основном ориентированной на экспорт. Это регион с высокой степенью урбанизации, здесь расположены за исключением Киева, все города-миллионники. Мы можем назвать навскидку несколько городов, которые по меркам западной и центральной Украины вполне могли бы быть областными центрами, но таковыми не являются. Среди них Макеевка – 356 тыс. жителей, Мариуполь – 482 тыс., Кривой Рог – 659 тыс., Днепродзержинск – 254 тыс., Севастополь – 338 тыс.
В отличие от юго-восточной Украины, центральная и западная Украина – это украиноязычные аграрные регионы, с преимущественно сельским населением, крупная промышленность и индустрия развиты здесь незначительно. Средние и мелкие предприятия в основном сориентированы на местный рынок.
Если на юго-востоке Украины город в ментальном и культурном плане подчинил себе село, то в центральной и, в особенности, на западной Украине село все еще ментально и культурно доминирует над городом. Если на западной Украине большую роль играет религия и церковь, то на юго-востоке ее присутствие и влияние почти незаметно. Если города и села юго-востока Украины в основном космополитичны, то города, села и местечки центральной и в особенности западной Украины ярко выражено патриотичны.
Не в последнюю очередь, именно поэтому народно-демократическое, антиолигархическое движение в Украине приобрело патриотическую, националистическую окраску. Наши патриоты и националисты очень напоминают братьев-мусульман в событиях «арабской весны». Но есть и существенные отличия, если наши «брати-сестри-українці» в основной своей массе настроены революционно, то братья-мусульмане преимущественно консервативно, архаично и реакционно.
В чем же дело? Если бы все в этом антиолигархическом движении свелось только к противостоянию села городу, натурального и мелкотоварного производства – крупной промышленности, мелкой и средней буржуазии – крупному капиталу, украинского языка – русскому языку, религии и церкви – безбожникам и атеистам, патриотизма – космополитизму, украинского национализма – русскому национализму, ВО «Свобода» — КПУ, то это было бы точно такое же реакционное движение, как и движение братьев-мусульман в Египте.
А все дело в том, что наша мелкая и средняя буржуазия, интеллигенция, студенчество, крестьянство, заробитчане и пролетариат центральной и западной Украины в своей борьбе с олигархией, коррумпированным государством, сросшимся с криминалом, апеллируют к еще более крупному капиталу, ищут поддержки у еще более мощной буржуазии, выступают за включение Украины в состав наднациональной государственной структуры, являющейся, в отличие от Украины, субъектом, а не объектом мирового исторического процесса.
Речь, конечно же идет о Европейском союзе, с которым западная Украина соприкасается непосредственно, испытывая очень сильное притяжение более развитого, более демократичного и более могущественного соседа.
Другими словами, евромайдан только по форме патриотичен и националистичен. По своему же действительному содержанию, — это вполне буржуазно-прогрессивное интеграционное, если не сказать интернационалистическое движение.
Несовпадение, неадекватность содержания и формы в политике вещи вполне обычные. Так, вполне лояльная к крупному отечественному и российскому капиталу, консервативная партия Петра Симоненко рядится в революционные коммунистические одежды. Так революционная буржуазно-демократическая партия Тягнибока рядится в реакционные националистические и архаично-патриотические одежды.
«Так Лютер, — отмечал Маркс, — переодевался апостолом Павлом, революция 1789–1814 гг. драпировалась поочередно то в костюм Римской республики, то в костюм Римской империи, а революция 1848 г. не нашла ничего лучшего, как пародировать то 1789 год, то революционные традиции 1793–1795 годов. Так, новичок, изучивший иностранный язык, всегда переводит его мысленно на свой родной язык; дух же нового языка он до тех пор себе не усвоил и до тех пор не владеет им свободно, пока он не может обойтись без мысленного перевода, пока он в новом языке не забывает родной» (Т.8, с.119-120).
Так и в украинских событиях 2013 – 2014 гг. в очередной раз проявилась так называемая «ирония истории», когда люди зачастую осуществляют нечто совершенно противоположное тем целям и задачам, которые они перед собой ставят, нечто совершенно противоположное тому, как они осознают данный процесс.
Так, народные массы во время Великой французской революции думали, что они борются за свободу, равенство и братство, в то время как они боролись всего лишь за смену одного эксплуататорского строя другим – более прогрессивным.
Так сталинская бюрократия считала сама и убеждала всех остальных, что коллективизация и индустриализация закладывает основы социалистического строя, в то время как это был процесс всего лишь первоначального накопления капитала, заложившего основы не социализма, а государственного капитализма в СССР.
Так и наши патриоты и националисты искренне верят в то, что участвуют в национальной революции в то время как они всеми силами ускоряют процесс ликвидации Украины как самостийного государства, как субъекта исторического процесса.
И правильно делают, — не будем им мешать. В Европе, да и в мире в целом, времена национального государства как субъекта исторического процесса, уходят, по большому счету, в прошлое. Тот, кто будет становиться на этом пути в Украине, неважно, кто это именно будет, — «Партия регионов», КПУ, «Правый сектор», — будет отброшен на обочину истории.
Насколько более глубоко и адекватно оценивает происходящее в Украине крупная мировая буржуазия и ее идеологи, чем сами вожди украинской мелкой буржуазии и лидеры Майдана, свидетельствует интервью «Украинской правде» известного американского политолога Збигнева Бжезинского. Вот что он в частности отметил: «Мы не должны рассматривать украинский вопрос как антироссийский вопрос. С точки зрения исторической перспективы, гораздо разумнее смотреть на последние события в Украине как на начало долгого процесса, который приведет не только к возможному расширению Европы, не только к включению Украины, но и к включению в нее России.
Поэтому в долгосрочной перспективе российским интересом является движение в направлении того, чтобы стать частью Европы. И стратегическим видением Запада должно быть: «Мы хотим, чтобы Украина была в Европе, но не в качестве оружия против России, а как начало процесса, который в конечном итоге охватит Россию. Мы не должны рассматривать украинский вопрос как антироссийский вопрос».
Большинство левых в Украине сегодня очень тяжело переживают свою созерцательность, свою невостребованность и политическое бессилие, кризис левых организаций, левого движения в целом в сложившейся ситуации. Необходимо отметить, что мы в таком положении находимся очень давно – фактически со времен разгрома сталинизмом левого движения.
Данный кризис позволил только более объективно оценить нам свое собственное положение и избавиться от некоторых неоправданных иллюзий на свой счет.
И надо сказать, что в этом есть и наше определенное преимущество, по сравнению с теми искренними, рядовыми активистами евромайдана, которым еще только предстоит испытать горечь разочарования от краха их веры в возможность существования самостоятельного национального государства в окружении таких капиталистических образований континентальных масштабов как ЕС и ТС; справедливых и честных рыночных отношений; не коррумпированной парламентской демократии. Испытать горечь разочарования от краха их веры в возможность создания социального государства в условиях, когда все определяют «китайские» т.е. низкие цены на товары и услуги, в том числе на товар «рабочая сила».
Левые понимают это уже сейчас, и в этом заключается их идейное и теоретическое преимущество над всеми идеологами, теоретиками и практиками евромайдана. Теперь задача сводится к тому, чтобы через определенный промежуток времени конвертировать это преимущество в мощный организационный и практический потенциал, используя для этого, кроме прочего, людей, силы и энергию, разбуженные евромайданом, понимая, что только при едином действии пролетариев европейских, украинских и российских социалистическая Украина возможна, без такого единства о ней не может быть и речи!
Слава Україні!