Это не обычный теракт. В этот раз религиозное мракобесие при помощи пули и террора, пытается запретить свободу слова и выражения. Погибли мои коллеги-журналисты. Некоторых из них я знал.

Среди них экономист и журналист Бернар Мари (один из авторов и акционеров издания, печатался под псевдонимом Oncle Bernard (Дядя Бернар), главный редактор журнала Стефан Шарбонье, два основателя издания – 80-летний Жорж Волынски и 76-летний Жан Кабю, а также карикатурист Бернар Верляк (Tignous). Это были мэтры политического юмора и сатиры мирового масштаба.

Charlie Hebdo — французская сатирическая газета, прародителем которой был журнал Hara-Hara-Kiri (основан 1960 и запрещен через год). Издание  возродилось, но из-за острых «наездов» на президента де Голля, снова было запрещено. С 1992г. газета выходит еженедельно (ее поднял тот самый Бернар Мари).

Издание Charlie Hebdo считается одним из символов свободы прессы во Франции. В 2007-м году издание, вопреки официальным запретам, перепечатало карикатуры на пророка Мухаммеда. Против издания было возбуждено уголовное дело. Именно тогда один из основателей Charlie Hebdo Жорж Волынски сказал, обращаясь к возмущенной исламской общественности: «Франция свободная  страна, у нас нет шариата, не католического,  не  исламского. Идите  нафиг!»   Следует отметить, что в судебном процессе на стороне редакции неожиданно стал французский президент Жак Ширак — один из самых постоянных и любимых мишеней авторов Charlie Hebdo.

Charlie Hebdo вообще не жаловал политиков и чиновников. По-моему нет во Франции и Европе такого более-менее крупного политика, которого не «простебали» бы карикатуристы и авторы издания. Нет у Charlie Hebdo и морально-этических табу.

Украинскому читателю карикатуры Charlie Hebdo могут показаться грубыми, брутальными и даже «возмутительно нетолерантными». Наш читатель привык, что украинские СМИ имеют некоторые этические ограничители и табуированные темы. Если вы не отъявленный «ватник» или украинофоб, вы не будете острить на передовице своей газеты о Небесной Сотне. Это наша национальная специфика. Мифологизированное сознание нации, которая только начинает по-настоящему консолидироваться, не может отказаться от  табуированных тем. Пока нельзя…

Французское общество другое. Традиции политического юмора и сатиры во Франции имеют свои корни еще в памфлетах и газетах-листовках времен Вольтера. Свобода слова и выражения была и есть краеугольным камнем прогрессивной французской прессы. Отсутствие «запретных тем» не было коммерческим «уникальным предложением» Charlie Hebdo. Основной конкурент на рынке – леворадикальный сатирический еженедельник Le Canard enchaîné (существующий с 1915 года) также известен своей «отвязностью».

В свое время французский шансонье и известный юморист Жорж Брассенс сказал, что «право смеяться над столпами общественной морали и веры он заслужил благодаря штыкам санкюлотов» (бедняков, делавших Великую Французскую Революцию).

Поэтому и расстреляли Charlie Hebdo именно за это право — смеяться над общественными, «общепризнанными» табу.

Charlie Hebdo жестко «стебало» «чрезмерно толерантное отношение государства к религиозной экспансии». Одним из завоеваний французских революций является светской государство, где церковь надежно отделена от государства. В последнее время государство делало все больше уступок религиозным общинам, которые навязывали свои морально-этические нормы всему французскому обществу. От усиливающегося влияния католической церкви на школу, до правил ношения хиджабов и крестиков. Но главное против чего выступал творческий коллектив Charlie Hebdo – это мракобесие, варварство и отсталость религиозного фундаментализма (как исламского так и христианского). Объектами карикатур были почти все символы веры всех религий, религиозные лидеры и святые. Это была борьба атеистов за право жить в светском государстве.

Острие политической сатиры издания было направленно против таких явлений как терроризм, фундаментализм любой окраски, ксенофобию, расизм, авторитаризм, гомофобию и «перегибы толерантности к сексуальным меньшинствам», патриархальность, потреблятсво, сексизм и радикальный феминизм.

А еще ребята из Charlie Hebdo не боялись. Вообще. Да, они предполагали, что карикатуры на Мухаммеда им аукнутся. Например, хулиганским нападением, «бомбой в посылке», обрисованными угрозами стенами офиса, судебным иском, еще одним заочным приговором шариатского суда… Но чтобы «профи» пришли расстреливать всю редакцию — такого не мог никто предположить.

Политический юмор стал небезопасен для жизни.

Популярные статьи сейчас

Оккупанты снова ударили по Харькову, число пострадавших растет

Украина не сможет выиграть войну только на поле боя - разведка

Россия готовится к наступлению в районе Харьковщины и Сумщины – ГУР

Украинцы получат по 6600 гривен: кому выплатят помощь от Норвежского совета

Показать еще

Однако, если посмотреть глубже, то мы, в Украине, имеем те же  риски.

Во-первых, византийская традиция сращивания власти и церкви после Революции Достоинства только усилилась. В Госбюджете осталась строка финансирования Национальной комиссии по морали, которую должны были разогнать еще  в 2012 году. Церковь все активнее приобретает имущественные права, усиливает влияние на образование. Я говорю сейчас не об конфессии, а об институте. Клерикализм начинает приобретать узнаваемые очертания. Хотите доказательств?  Попробуйте вести беспрепятственно атеистическую агитацию на улице…

Во-вторых, это нетерпимость и снижение уровня толерантности в обществе. Это можно списать на войну, аннексию, гражданское противостояние… На что угодно. Но факт остается фактом, люди вооружены и порог толерантности понижен до плинтусового уровня.  А если это наложить на отсутствие правового государства, неэффективность правоохранительной системы и недоверие к власти вообще?

В-третьих, не смотря на то, что я не преувеличиваю влияние ультраправых на украинское общество, меня напрягают молодчики со свастикой и с оружием, легализированные в каком-либо качестве. История имеет много примеров когда подобное попустительство со стороны властей заканчивается плачевно.

Почему я все это пишу? Дело в том, что в 2006 году мы создали в Украине первое политическое сатирическое издание «Параска.info». Именно по образу Charlie Hebdo (в нулевом номере стиль карикатур напоминал французский аналог). Журнал просуществовал до 2010 года. Это было веселое время. Политики с юмором относились к сатире и это давало нам некоторую уверенность в своей безнаказанности. При Януковиче шутить можно было только определенным товарищам и на определенные темы, но в целом даже те, кто выходил за рамки страдал только материально.

Сегодня мы имеем 2015 год. Возможно, я снова открою политико-сатирическое издание. Костяк команды сохранился. На Майдане мы (СпильноТВ) освоили и новые технологии.

Вы скажите: у нас полная свобода слова – стебись на здоровье. Вот тут то и загвоздка. Не придут ли ко мне в редакцию парни с калашами, если какой-то карикатурист или автор текста заденет чьи-то «символы веры»? Даже в безопасной Европе шутить стало небезопасно. Что уже говорить об Украине?

Вот такими чувствами я и руководствовался, призывая френдов сходить на флешмоб солидарности с французским народом и журналистами Charlie Hebdo  к посольству  Франции.

У нас общая проблема: отстоять свое право на свободу мысли. И отстоять это право нам нужно не перед государством (с ним мы как-то справимся,  есть опыт), а перед варварством и мракобесием толпы. У французов – это оказались религиозные фанатики, у нас это может быть любое «чмо» с оружием и уверенность в собственной исключительности.

Спасибо всем тем, кто откликнулся на наш призыв и пришел 7 декабря, в рождественский вечер, к посольству Франции (Алексей Полторак, Петр Охотин, Богдана Бабич и др), а также всем, кто расшарил наше сообщение.

Немного об акции на ГромадскомТВ 

Мой комментарий СпильноТВ 

Источник: блог Виталия Кулика