После совершенного покушения на Дональда Трампа, мало что может остановить процессы, в результате которых он будет избран во второй раз президентом США. В связи с этим интересно будет спрогнозировать, в чем будет заключаться его международная политика и экономическая политика.
Начнем с анализа его экономических убеждений, из которых и вытекает все остальное.
Дональд Трамп убежденный сторонник промышленного протекционизма. Напрямую он этого не говорил, но часто употреблял это слово. Он исходил, и исходит, из того, что прежде всего необходимо развивать национальную промышленность, причем в том смысле, что и производство должно быть размещено на территории США. Он против промышленного аутсорсинга (когда американские предприятия выносят собственно свое производство за рубеж, оставляя в стране только разработку товара и его маркетинг), поэтому он за ресорсинг производства, т.е. за его возврат на родину, в США, создание в стране новых производств, и новых рабочих мест, особенно в экономически депрессивных районах США.
Второе, Трамп не верит в постиндустриальную повестку развития экономики. Он делает упор именно на развитии индустрии, поэтому он поддерживает и нефтянку, и металлургию, и желает развития этих секторов экономики в США. Он уже объявил, что выйдет из международных климатических соглашений, и опять Америка будет строить и нефтепроводы и добывать сланцевую нефть. Он не противник новых технологий, просто он не считает их чем-то особенным, и уделяет им то место, которое они заслуживают, не более того. В общем, при нем будет то, что и было, в то время, когда он был президентом, плюс он доведет до конца возврат производства в Америку из Китая, которого он считает серьезным конкурентом США в экономической борьбе. Политика Трампа просто будет напоминать политику США до 1945 года, когда власти США проводили политику промышленного протекционизма в стиле Александра Гамильтона-Фридриха Листа. То есть Трамп хочет, чтобы именно американская экономика, ее производственный сектор, а не только финансовый, снова стала великой (какой она была в 20-ом веке). Чтобы производство находилось на территории США, чтобы американские фирмы инвестировали прежде всего внутри страны, а не как ранее, когда они вкладывали серьёзные инвестиции в производство, безотносительно страны его пребывания. Именно так и поднялся Китай в экономическом смысле. Будущую политику Трампа в экономическом развитии США можно будет назвать политикой протекционизма и экономического национализма.
Из этого вытекает его умеренность в международной политике. Скорее всего, роль США в участии международных организаций будет снижаться. Из некоторых соглашений он просто выйдет (как из климатического), в некоторых международных организациях финансирование США будет снижено. Это логический вывод, который следует из его будущей политики экономического национализма. Международная политика США всё больше будет напоминать политику США второй половины 19-го века, начала 20-го века, до президенства Франклина Рузвельта.
Какие выводы должна сделать Украина из этого?
В связи с тем, что Трамп не любит благотворительность, роль МВФ, Мирового банка и других международных экономических организаций в поддержке развивающихся государств, в связи со снижением финансирования этих организаций со стороны США, будет падать. И развивающиеся государства, одно из которых Украина, в экономическом развитии должны будут рассчитывать больше на свои силы. В мире, после того как США сами повернут в сторону промышленного протекционизма, выживут только те страны, которые также повернут в эту сторону. Остальные страны, лишенные необходимой финансовой поддержки со стороны МВФ и Мирового банка, могут и обанкротится. Сила страны будет определяться теперь силой ее промышленного сектора, и если такового нет, то и, соответственно, страна будет отныне в жалком положении. То есть будет так, как и было во время Холодной войны. Украина же умудрилась за 30 последних лет разрушить свою промышленность, поэтому ее положение будет незавидным
Войну в Украине Трамп, скорее всего, закончит. Он достаточно решителен, чтобы также, как в свое время Джон Кеннеди, во время Карибского кризиса в 1962 году, предпринять набор действий, которые приведут к окончанию войны (сделает предложение участникам конфликта, от которых они не смогут отказаться).
Поэтому в мирной жизни в Украине правительство необходимо будет должно повернуться в сторону развития национального производства. Политика потакания МВФ и Мировому Банку в экономической политике, из-за снижения их роли, уйдет в прошлое. Об инвестициях придется забыть, их не будет в необходимом для восстановления и развития объеме, и совершать НЕинвестиционное развитие экономики, каким оно было, например, в Италии после Второй мировой войны. Это приведет к органическому, медленному развитию национальной экономики, когда страна потребляет только то, что она может себе позволить, исходя из тех прибылей, которые она заработала на мировых рынках. Жизнь в Украине станет намного скромнее. Праздник закончился.
Если коротко, то картина, которая складывается сегодня, вот такая. И нам всем надо к этому готовиться.
--------------------------------------------------------------
Рекомендуем по теме эфир Юрия Романенко с Илией Кусой.
Также рекомендуем эфир Юрия Романенко с Михаилом Штейнбоком.
Маск назвал Шольца "некомпетентным дураком" после теракта в Германии
Украинцам грозят штрафы за валюту: кто может потерять 20% сбережений
Зеленский прокомментировал российский удар по Киеву и рассказал про важные дипломатические назначения
Мировой рынок игр получит $187,7 миллиарда дохода