Когда президент Владимир Зеленский вошел в богато украшенный конференц-зал в здании президентской канцелярии, на его лице отразилась такая усталость, что я почти почувствовала себя виноватой.
Одетый в свою фирменную черную футболку и брюки цвета оливкового дерева, прибывший после утреннего совещания по вопросам безопасности, он, казалось, нес на своих плечах всю тяжесть мира. Это может оказаться правдой: будущее западных демократий во многом зависит от того, что произойдет с Украиной.
В обширном интервью Зеленский рассказал о том, как Украина может победить, если Запад сможет избавиться от страха перед Владимиром Путиным и признать слабость российского лидера.
Зеленский определил, что будет означать победа. Он настаивал на том, что прямые мирные переговоры с Москвой не только не прекратят военный конфликт, но и будут способствовать дальнейшей агрессии России против Украины, Европы и Америки.
«Невозможно одной рукой помогать Украине, а другой пожимать руку Путину», — настаивал Зеленский. «Это не сработает».
Он подчеркнул, что речь идет не только о том, чтобы Запад защищал Украину. «Именно Украина защищает все демократические страны, на которые Путин будет нападать в дальнейшем»,— указал Зеленский.
Я вошла в президентские кабинеты через укрепленную мешками с песком дверь в задней части здания и прошла по длинным безмолвным коридорам. В целях безопасности на время визита была запрещена вся электроника, включая мобильные телефоны.
Россияне неоднократно пытались убить Зеленского, последняя из которых произошла в мае, когда украинская разведка раскрыла сеть российских агентов.
Это были тяжелые месяцы для украинского лидера. Его войска остановили российское наступление на севере страны, но путинские войска все еще медленно продвигаются на востоке. Наземная война, по сути, зашла в тупик.
Однако подкованные в технике украинцы добились поразительных успехов в борьбе с беспилотниками, которые привели к тому, что заставила корабли Кремля покинуть крымские порты на Черном море и вернуться на российские базы.
«Самая большая [текущая] проблема — это планерные бомбы», — сказал мне Зеленский, имея в виду недавнее использование Москвой тысяч бомб в месяц, которые самолеты выпускают на большом расстоянии от цели.
«Поэтому нам нужно искать дальние решения против их аэродромов, где приземляются их военные самолеты.
Если бы президент Джо Байден разрешил Украине использовать американские ракеты дальнего радиуса действия, такие как недавно поставленные ATACMS, чтобы поразить эти аэродромы в России, тогда атаки [планерными бомбами] можно было бы предотвратить, говорит Зеленский.
Украинцам придется платить за въезд в Евросоюз с 1 января
40 тысяч гривен в месяц и более года на больничном: названы ключевые изменения в социальном страховании
Банки Украины ужесточат контроль: клиентам придется раскрыть источники доходов
Паспорт и ID-карта больше не действуют: украинцам подсказали выход
Но до сих пор такое разрешение не было получено. Инновационные беспилотники дальнего радиуса действия украинского производства наносят удары по этим аэропортам, но не обладают такой мощью, как ракеты.
Недавно Байден разрешил использовать американские ракеты меньшего радиуса действия по другую сторону украинской границы, где сосредоточены российские войска, что остановило российское наступление на Харьков. «Но это не решает наших проблем», — сказал мне Зеленский. «Это тактический, а не стратегический шаг»,—добавил он.
Я спросил Зеленского, считает ли он, что Байден хочет, чтобы Украина добилась победы. «Да», — быстро ответил он. «Я думаю, что для Соединенных Штатов это важно, и для Европы, и для многих стран. Но у нас могут быть разные представления о слове победа».
«Запад хотел лишить Путина возможности полностью занять Украину и поставить агрессора на место. Думаю, для них это уже победа», — сказал Зеленский.
«Но для нас, — продолжил он, набираясь эмоций, — для людей на передовой, которые потеряли своих братьев по оружию, для мирных жителей, потерявших своих родных, для тех, кто бежал за границу, но у кого мужья на передовой, — для нас победа — это момент удовлетворения».
«Мы благодарны, что Запад не позволил России оккупировать нас [полностью], но нам нужна справедливость». Другими словами, Зеленский, который до сих пор сохраняет рейтинг популярности среди украинцев на уровне 60%, должен прислушаться к голосу своего народа и своих солдат, которые не согласятся отдать России пятую часть своей земли после всего, что им пришлось пережить. Это бремя видно по морщинам на его лице.
С практической точки зрения, первая часть «настоящей победы» Зеленского заключается в том, чтобы «не допустить полного уничтожения всего украинского» Путиным.
Истинная и империалистическая цель Путина на Украине — восстановить историческую Российскую империю — с помощью физической силы или политического подрыва.
Зеленский описал, как Россия уже преследует эту цель в других странах: в Белоруссии, Грузии, а в следующий раз — если Запад не даст отпор Путину — в странах Балтии, которые являются членами НАТО. Бомбя города Украины, он пытается сделать страну непригодной для жизни и изгнать население.
Вторая часть «настоящей победы», — уточнил Зеленский, — это безопасность для сегодняшнего и будущих поколений украинцев и невозможность повторения агрессии.
«Мы должны быть в Европейском союзе для экономической безопасности. И мы должны быть в НАТО для физической безопасности. Если у нас не будет этих двух составляющих, для нас существует огромный риск, что враг вернется», — сказал он. Украине было предложено начать переговоры о вступлении в ЕС, но процесс этот длительный.
Однако Зеленский опасается, что Запад — особенно Соединенные Штаты — все еще не решается добиваться реальной победы. «Все по-прежнему боятся, что Россия может расколоться на части, все боятся, что будет с Россией без Путина, останется ли она такой, какая есть, или станет еще хуже», — подчеркнул он.
В результате, по словам Зеленского, Путин может свободно придерживаться своей стратегии, направленной на то, чтобы взять как можно больше. «Любой шаг вперед на нашей территории, любая деревня, даже полностью разрушенная, — это позитивно для них, потому что им важно выторговать как можно больше», — отметил он.
В подходящий момент (особенно если Дональд Трамп победит на президентских выборах) «Путин может сказать мы готовы [к переговорам], а пока они готовы, им всегда нужна пауза».
«Прекращение огня — лучший вариант для русских, чтобы они могли подготовиться к еще большему захвату», — сказал Зеленский.
Победа Путина была бы несовместима с жизнью для Украины, сказал мне Зеленский. «Постепенно, шаг за шагом, они вымывают украинскую независимость. Они берут территорию, потом принимают законы [об аннексии] или придумывают экономические союзы или союзы безопасности с Москвой», — заявляет Зеленский.
Я спросила у Зеленского, как Украина может преодолеть превосходство России в живой силе и вооружении. Его ответ был ясен. И, судя по тому, что я увидел за две недели пребывания на Украине — включая посещение восточной линии фронта, — это имеет смысл.
«Прежде всего, в живой силе. Действительно, у них гораздо больше людей, и действительно, мы больше заботимся о наших людях. Но сегодня на восточном и северном фронтах на шесть русских приходится один погибший украинец», — сказал он.
«Во-вторых, — пояснил Зеленский, — это военный конфликт иного рода, война технологий, и победить может тот, кто более технологически развит». Это означает, что Запад должен лишить русских возможности развивать производство беспилотников (в том числе копий иранских Shaheds) и ракет, не позволяя России уклоняться от санкций на чипы и запасные части, которые поставляются от европейских союзников — и из Китая.
В-третьих, Украина уже производит передовые беспилотники и готовится к производству передовых ракет. «Но нам нужно финансирование, чтобы мы могли быть более технологически развитыми, чем Россия, — сказал Зеленский. Это открывает широкие возможности для совместного производства с западными правительствами или частными фирмами».
И в-четвертых, необходимы дальнейшие санкции против российского экспорта нефти и газа, что будет означать, что в 2025 году российская экономика будет сокращаться и заставит Путина повысить налоги и урезать социальные выплаты населению».
«Самое страшное для него — это недовольное российское общество», — говорит Зеленский. Это ядерное оружие против ядерного Путина». Как только Запад перестанет бояться России после Путина. Его окружение это почувствует», — резюмирует он.
▪️Единственные возможные переговоры, которые представляет себе Зеленский, — это переговоры, основанные на его собственном мирном плане, призывающем к полному уходу из Украины, выплате репараций и правосудию за российские военные преступления.
▪️Но как быть с Трампом, который хочет прекратить военную помощь Украине и говорит, что военный конфликт может закончиться через 24 часа? Кандидат в президенты от республиканцев заявил, что потребует прекращения огня от обеих сторон и заставит их «вести переговоры», фактически давая Путину то, что он хочет, и не позволяя Украине вернуть больше территорий.
▪️«Если у Трампа есть такая модель [закончить военный конфликт за 24 часа], что ж, все хотели бы закончить войну. Может быть, даже за час было бы лучше», — пошутил Зеленский. «Но если речь идет о том, чтобы отдать наши территории, то нет, это не решит вопрос. Это не сработает, это не приведет к миру [во всем мире] или между Украиной и Россией», — добавил Зеленский.
«Что необходимо, так это обеспечить нам безопасность. Членство в НАТО хорошо не только для Украины, оно обеспечит безопасность от России», — сказал Зеленский. «Украинская граница будет закреплена, российские операции не сможет вызвать новую войну, и «мир не будет бояться, что Путин вернется снова», — подчеркнул он.
К сожалению, предстоящий 9–11 июля в Вашингтоне саммит по случаю 75-й годовщины НАТО не предложит Украине четкого пути к членству. «Мы понимаем, что Белый дом не готов передать нам приглашение, — устало пожал плечами Зеленский. А Трамп говорит, что в войне виновато НАТО», — резюмировал он.
К сожалению, это политика «один шаг вперед, два шага назад», — разочарованно сказал украинский лидер. «Я не думаю, что это политика мировых лидеров. Это очень осторожные шаги моих саперов на минном поле», — отметил Зеленский.
«Если Соединенные Штаты боятся рассердить Путина, и это причина, по которой нас не приглашают, тогда мы просим наших стратегических партнеров дать нам то, что нас защитит: Patriots [противоракетные системы], значительное количество F-16 и возможность использовать оружие [внутри России]», — подчеркнул Зеленский.
«Если НАТО не готово защитить нас и принять в альянс, — твердо сказал Зеленский, — тогда мы попросим НАТО дать нам все, чтобы мы могли защитить себя».
В данный момент Путин чувствует американскую слабость и надеется на президентство Трампа, который может отрезать Украину и отказаться от НАТО.
Между тем, Путин является союзником Ирана, Северной Кореи и Китая, который рассматривает судьбу Украины как лакмусовую бумажку, позволяющую определить, сможет ли он захватить Тайвань. Поэтому будет катастрофой, если Белый дом не предоставит Украине все необходимое — до ноябрьских выборов.
Смотреть, как усталый Зеленский покидает зал заседаний, лишенный полной поддержки, необходимой ему для победы над Путиным, было больно, потому что Украина еще может дать отпор России. Но для этого Байдену придется проявить мужество, которое президент Украины должен демонстрировать каждый день.
Источник: The Philadelphia Inquirer