Наткнувшись на публикацию в Фейсбуке “ах, какой ужас, 36% украинцев “всё равно” на каком языке читать книги” я увидел типичный комментарий в духе “ми не насаджуємо українцям державну мову, і це погано”. Уже не в силах спорить, я даже засомневался - а всё ли в порядке со мной, раз я не хочу никому ничего навязывать. Может, это новый тренд в Украине XXI века и я упускаю что-то важное?
Тогда я открыл книгу Нассима Талеба “Рискуя собственной шкурой” и вернулся к занятной таблице, которая не давала мне покоя - в ней я надеялся найти ответы древних на вопросы современности.
“Эволюция моральной симметрии”
Для начала нас будут интересовать лишь два правила из этой таблицы - серебряное и золотое. Разница между ними как бы и незначительна, однако всё же существенна. На ассоциациях с “золотой срединой” сразу же обращаешь внимание на золотое правило. И оно кажется очень хорошим и правильным, христианским. Мол, ты хочешь, чтоб тебе делали добро - делай добро другим людям. Однако Талеб говорит: “серебро побеждает золото”. Что же могло пойти не так?
Талеб пишет: “Прежде всего, оно (серебряное правило) предлагает вам заниматься своим делом и не решать за других, что такое “хорошо”.
И вот здесь-то и зарыта собака
Активные агитаторы за переход на украинский и правда живут согласно принципам “золотого правила”. Они мечтают, чтоб их заставили говорить на украинском (ведь они и так на нем говорят!) и потому заставляют окружающих тоже перейти на украинский. Тут всё логично. В то же время, если продолжать дальше во всём пользовать “золотым правилом”, то можно дойти до ситуации, когда коллекционер вышиванок, который носит их каждый день, будет требовать, чтоб все вокруг носили вышиванки. Ибо “...во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”. Но если так вышло, что у нашего подопытного не оказалось вышиванок или не хватает денег, чтобы купить их, то он уже становится жертвой “золотого правила”, которое очень удобно работало для коллекционера вышиванок. Если же переложить “золотое правило” для русскоязычных, то выйдет вообще черти что - постыдная русофилия. Ведь тогда русскоязычные будут иметь полное моральное правило требовать, чтоб с ними общались на русском. Впрочем, мы этого не видим. Чаще языковые требования выдвигают именно агрессивные продвигатели украинского языка. Даже Корчинский в одном из интервью говорил, мол “надо насаждать мову, как Франция насаждала французский”.
Примеров того, когда что-то “хорошее” не является таковым для другого человека - масса. И чем сложнее общество (а современные общества сложны), тем больше можно подобных примеров найти. Даже в таких вроде бы банальных вещах как спорт и овощи. Кому-то “хорошо” бегать по утрам, а кому-то это “хорошо” разбивает суставы и ему показана лишь ходьба. Одному показаны ежедневные салаты из свежих овощей, а другому, в силу особенностей пищеварения - лишь овощи на пару или на гриле. Право, не будем же мы причинять людям добро без спросу?
Поэтому “серебряное правило” более мягкое, гибкое, инклюзивное и живучее. Оно отличается от “золотого правила” таким же образом, каким отличаются друг от друга разрешительное и запретительное законодательство. Почувствуйте разницу между “запрещено иметь второе гражданство” и “не разрешено, но и не запрещено иметь второе гражданство”. Первый случай явно запрещает быть гражданином другой страны. Тогда как второй - явно не запрещает, то есть позволяет.
Если бы активные защитники украинского языка остались на уровне “серебряного правила”, то могли бы привлечь больше сторонников, так как такой подход позволяет больше свобод для всех - говори на любом языке и никто никогда тебе не запретит это делать. Слушай музыку на любом языке - и тебе тоже никто не запретит это делать. Будь то украинский, русский, польский, английский или хинди. И это, между прочим, одна из основ европейского общества, куда мы все так дружно стремимся. Европейское общество о серебряном правиле. По крайней мере было еще до недавнего времени.
Формула всеобщего закона Канта более сложная для понимания, Талеб её обобщает так: “Веди себя так, как если бы твое действие распространялось на поведение каждого в любом месте и при любых условиях”, однако сам же признается, что оно слишком сложное для понимания и применения.
Что до “возлюби ближнего твоего, как самого себя”, то ущербность этой конструкции видно невооруженным взглядом. Ведь если человек не любит себя или любит в садо-мазахостической манере, то такая любовь к ближнему не принесет ему добра.
Око за око, зуб за зуб
Перед тем как перейти к украино-российским отношениям, рассмотрим частные примеры правила Хаммурапи. Жестокого, ветхозаветного, если не сказать дикого правила “око за око, зуб за зуб”. Это предписание сформулировано Хаммурапи так: “Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен”. На примере цивилизованных страны мы видим, то такая архаика как этот закон Хаммурапи - уже давно не применяется. Можно положить десятки человек, но при этом жить и даже не особо тужить, как Брейвик. Впрочем, в США его бы наверное отправили на электрический стул, но всё равно это была бы слишком маленькая и неравноценная “плата” за такое количество отнятых жизней. Если мы посмотрим на нынешнюю войну Израиля с Хамасом, то тоже отметим, что израильтяне, несмотря на распиаренный “моссад”, не спешат включать “око за око”. Ведь они проводят всё же точечные удары по Сектору Газа, и при этом не врываются на музыкальные фестивали Газы, не убивают и не пытают там гражданских, не уводят их в плен, не воруют их младенцев и не прикрываются ими как живым щитом. То есть Израиль отвечает мягко, насколько позволяет ситуация.
Кстати, под какое определение подпадает массовое изъятие русскоязычной литературы из библиотек и школ, а также регулярные мероприятия различных организаций в духе “сдай русскоязычную книгу на макулатуру”? При том что почти то же самое делали россияне на оккупированных территориях. Это ли не архаическое “око за око” в действии? Мол, вы наши книги жгли, а теперь мы ваши отправляем в макулатуру. Насколько подобный подход можно назвать современным? Ведь никто бы не понял Украину, начни она устраивать в РФ где-нибудь в Белгородской или Курской области свою “Бучу”. То есть как минимум в чем-то у нас есть понимание того, что серебряное правило более гуманно и цивилизованно. Однако в некоторых вопросах, похоже, мы более склонны к архаичной вендетте.
Теперь перейдем к украино-российским отношениям, тоже в контексте серебряного правила.
Талеб пишет:
“Мудрый афинский оратор Исократ предупреждал нас еще в IV веке до н.э. о том, что народам следует поступать с другими народами так, как требует серебряное правило. Он писал: “Так относись к более слабым государствам, как ты хотел бы, чтобы более сильные относились к тебе”.
Глядя на эти слова, сразу понимаешь, что РФ провалила проверку на серебряное правило. Потому что она не относилась к более слабой и бедной Украине так, как хотела бы, чтоб к ней относились более сильные и богатые США или Китай. С другой стороны, мы можем развить эту тему и в зеркальную формулу: “Относись к более сильным государствам так, как ты бы хотел, чтобы более слабое государство относилось к тебе”.
Мы сейчас опустим (по крайней мере постараемся) все эмоции, всю злость и негодование по отношению к РФ в общем и Путину и Ко в частности за то, что они делают с Украиной вот уже более полутора лет. И попытаемся представить себя большой и сильной страной. Например, у нас под боком маленькая Молодова. Конечно, не настолько маленькая, как Украина по отношению к РФ, но тем не менее. Представим, что в один прекрасный день Молодова объявляет, что вступает в СНГ и ОДКБ и заодно в Таможенный союз. Как бы к этому отнеслась Украина? Кто-то скажет “какая разница, Молдова независимая страна, пусть что хочет, то и делает” и будет прав. Но также будет прав и тот, кто скажет “ой, беда-беда, теперь у нас под боком будет член ОДКБ, как бы не случилось чего”. Примерно подобные мысли могли возникнуть и в воспаленных мозгах кремлевских владык по отношению к Украине.
“Имею право” - сказал мертвый пешеход, соблюдающий ПДД
Дрова хранить нельзя: украинцам грозят крупные штрафы и даже серьезные сроки
Пенсия в ноябре 2024: что изменится для украинских пенсионеров
Умер народный депутат Украины
Ультиматум для Путина: что предлагает оппозиция Германии
Переход или проезд пешеходного перехода тоже может происходить в контекстах разных правил. Когда ты водитель - на тебе больше ответственности (потому что можешь по невнимательности сбить человека), а когда пассажир - ты как бы более беспечен, потому что не можешь сбить автомобиль. Но когда на следующий день водитель становится пассажиром - он может вести себя как “наивный пешеход” либо как “вчерашний водитель”. Это вопрос личного выбора. Наивный пешеход верит в зеленый свет и поклоняется “зебре”. И вера его так сильна, что он даже может не смотреть по сторонам, быть в наушниках, и говорить с кем-то по видеосвязи. Он уверен, потому что он прав. В то время как вчерашний водитель нацепит на куртку светоотражающую ленточку и даже лишний раз пропустит автомобиль, и уж точно не будет шастать по плохо освещенным переходам в темное время суток в темной одежде.
Украина в своей доброй наивности напоминает вот такого наивного пешехода, который выпрыгивает на пешеходный переход в последний момент, уставившись в экран телефона, потому что имеет право. Мы сейчас попробуем убрать за скобки изначально агрессивный настрой РФ и её попытки отжать Крым еще в 90-х. И просто представим, что имеем дело с большим, сильным и богатым психом. Как бы вы себя вели, окажись вы по соседству с большим, сильным и богатым психом? Наверное, вы бы старались быть с ним в хороших отношениях. Возможно, вы бы готовились дать отпор, но готовились бы скрытно. Украина же поступала максимально вызывающе.
Попытаемся залезть в голову кремлевского фюрера, который верит в “один народ” и в то, что Украины нет, что это часть России. Вот вы видите, как на Западе Украины устанавливают памятник Бандере. Как в “криївке” во Львове на входе спрашивают “москалі є?” (в шутку, но всё же). Как в 2014-м году на Майдане кричат “хто не скаче, той москаль!” и “москаляку на гілляку!” (тоже в шутку и чтобы согреться, но разве об этом думаешь, сидя в теплом кремлевском кресле?). И как в некогда “русском” городе Харькове футбольные фаны маршируют под барабаны и кричалку “Путин - хуйло!”. И не забудем про факельные шествия, которые даже у наших союзников поляков вызывали, мягко говоря, непонимание. И вишенка на торте (которую очень удачно разыграл Кремль для оправдания агрессии) - отмена 23 февраля 2014 года закона об основах государственной языковой политики, который гарантировал использование «региональных языков». Ах да, и совсем мелочь забыли - Украина, которая обещала вступить в Таможенный союз с РФ вдруг бац - и разворачивается к Европе после свержения Януковича. И это после стольких скидок на газ! (с)
Формально, конечно, Украина имела право делать всё вышеперечисленное. Ведь мы живем в XXI веке! Увы, но РФ там не живет, она ментально живет в XIX веке. Это ведь можно было учесть? Можно было не высовываться на перекресток, где часто проезжают пьяные водители? Но Украина, увы, стала жертвой своей наивности и нарочито вызывающего поведения. Вести себя вызывающе может позволить себе тот, у кого в кармане “кольт”. Однако вести себя вызывающе, имея рядом сильного и богатого соседа из психбольницы - это как минимум глупо. Если ты сильный - прикидывайся слабым. Если ты слаб - прикидывайся сильным. Дружи с сильным, как это делают евреи - так будет больше шансов выжить. И не высовывайся на перекресток, если тебя могут сбить, иначе станешь правым, но мертвым пешеходом.
Тем временем в Москве стоит памятник Лесе Украинке. К нему даже некоторые смельчаки приносят иногда цветы. А где в Киеве памятники Пушкину? Ах… мы их снесли. Ленин, Пушкин - какая разница? Всё это мерзкая российская культура. Давайте еще по ТВ возьмем план покрупнее и покажем как Ленин со всего размаху бьется об землю и как у него отлетает нос. Да покажите же уже по всем каналам и напишите во всех газетах! Давайте еще как-нибудь пнем этого медведя. Давайте улицы переименуем! И проспект, на котором стояло российское посольство - сделаем проспектом Степана Бандеры. Чтоб знали сволочи!
Имела ли право Украина делать всё вышеперечисленное? Конечно! Но был и другой путь. Он, конечно, не гарантировал, что РФ рано или поздно не захочет вторгнуться, но по крайней мере он был более разумным. Не нравятся памятники Пушкину - тихонько ночью вывезли “на реконструкцию” и поставили в музеи. Без лишней шумихи. И с Лениными то же самое. А где-то может даже и оставить можно было - чтоб показывать сильному богатому психу-соседу - видишь, мол, мы твоего идола тут даже держим, всё в порядке, не нервничай. И даже русскому языку можно было дать какой-то статус (да хотя бы не забирать тот, что был) - чтобы приспать бдительность. И в то же время тихой сапой, под полой, собирать оружие, строить танки, готовить людей, развивать экономику, становиться сильными. Потому что вести себя вызывающе без последствий может позволить себе лишь человек подготовленный. А в это же время, пока Украина дурачилась и показушно вводила новые праздники под мерный гул пчел Ющенко, другая страна “тихой сапой, под полой, собирала оружие, готовила людей, развивала экономику и становилась сильной”. Угадали название? Это та самая страна, которая сделала то, что должна была сделать Украина - усыпила бдительность соседа, раскрутила миф про “братские народы”, помогла разрушить институты власти и деградировать армию через коррупцию.
И вот теперь Украина, ощутив вкус субъектности, но не став самостоятельной (мы живем на деньги запада и воюем оружием запада) продолжает вести себя так же вызывающе, как и раньше. Но если раньше объектом “шоу независимости” была РФ, то сегодня добавились еще и США с Европой. Которые до поры до времени нормально воспринимали просьбы о помощи, но стали более холодны, когда они превратились в требования. Как бы мы относились к Молдове, если бы она у нас требовала оружия и говорила, что она защищает украинские ценности? Как минимум это было бы странно. Так может и Украине стоит подумать о том, как её воспринимают на Западе и вести себя так, как подобает стране в статусе и положении не самой сильной и богатой страны? Чуть поскромнее и повежливее для начала.
Что касается РФ, то здесь, увы и ах, тоже придется как-то подстраиваться
Потому что только сильный и богатый человек может позволить себе вести себя так как ему заблагорассудится. Но Украина не является таковой. Значит, хотим мы этого или нет - интересы РФ придется учитывать. Причем если Украина не захочет учитывать эти интересы, то их учтет за нас коллективный Запад. И тогда уже даже твиты Илона Маска про “референдум” могут показаться сущей мелочью и не такой уж и околесицей.
С этой точки зрения даже минские соглашения были не так ужасны, как могло бы показаться на первый взгляд. Их никто не собирался выполнять, но зато они позволяли тянуть время и не воевать полномасштабной войной. Даже Путин признался, что его этими соглашениями одурачили.
Понятное дело, что задним числом мы все умны. Кто ж знал, что всё так обернется. Кто бы мог подумать, что на Украину кинут сотни тысяч штыков, тысячи высокоточных ракет и сотни тысяч мин и бомб? Что будут взрывать дамбы и стирать с лица земли целые города. Однако, возможно, мы можем хотя бы на этом горьком опыте попытаться в будущем быть мудрее? Свидетелей секты смертельной болезни Путина и скорого развала РФ трогать не будем - блажен, кто верует. И телемарафонское радио, где к 600 дню войны по-прежнему бодрый голос говорит “Скоро перемога!” включать не будем. Но сядем и подумаем, хотя бы чисто гипотетически - на что бы могла пойти Украина, чтоб сохранить себя? Чтоб прекратить отток граждан, закончить надолго войну, чтоб снова привлекать инвестиции и перестать наконец мелькать в военных сводках западной прессы. Чтоб за Украиной не закрепилось ассоциации “Афганистан” или “Сирия” - бесконечно воюющей страны с неизвестным исходом. Готовы ли мы хотя бы гипотетически к отмене решения РНБО о том, что “никаких переговоров с Путиным не вести”? Нет, конечно, идеально было бы, чтоб РФ развалилась, всех виновных наказали и чтоб потом РФ (или что от неё останется) платила нам репарации еще сотню лет. Но насколько вероятен такой сценарий без ввода союзниками своих сухопутных войск? И главное - даже выйди мы на границы декабря 1991 года - где гарантии, что в тот самый день война закончится? Мы хотим быть правыми или живыми?