Формально Украину пока не взяли в НАТО, потому что в стране коррупция. Проблема коррупции звучит в переговорах о вступлении Украины в Евросоюз. Нет ни одного инвестиционного форума, чтобы в списке задач для Украины не стояла борьба с коррупцией. Десятки органов и организаций борются с этим злом.

Есть в Украине коррупция? – Несомненно. С таким размером Государства, огромным функционалом распорядителей чужого, дискрецией при интерпретации закона и бардаком в системе госуправления коррупции не может не быть.

Есть в Украине органы и организации для борьбы с коррупцией? – Да, есть, и их много. Специальные службы, НАБУ, НАПК, САП, Высший антикоррупционный суд, ГБР, Национальное агентство Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений – антикоррупционеров в стране много.

Стало ли в Украине после создания широкой государственной инфраструктуры борьбы с коррупцией её меньше? – Нет, не стало, потому что в правовой системе, в институтах власти и собственности, в структуре мотивации ничего не поменялось. Корни коррупции – это прогрессивные ставки налогов и дискреция при налоговом администрировании, денежные/валютные запреты и ограничения, множество ставок таможенных пошлин, сложные, длительные, дорогостоящие процедуры получения разрешений, лицензий, дискреция при госзаказе, госинвестициях и управлении ресурсами/активами.

Страны НАТО, ЕС настойчиво предлагают Украине бороться с коррупцией путём внедрения европейских институтов, практик и механизмов. Многочисленные доклады настоятельно рекомендуют копировать европейские правовые нормы. Мол, чтобы было, как в Евросоюзе. Давайте посмотрим, как обстоят дела с коррупцией в самом Евросоюзе глазами европейского бизнеса, который постоянно сталкивается с органами государственного управления. На основании анализа сделаем вывод, соответствуют ли критерию коррупционности, который предъявляют Украине, сами члены ЕС и НАТО.

Результаты опроса «Отношение бизнеса к коррупции в ЕС» (Flash Eurobarometer 524) были опубликованы в июне 2023г. Вот основные результаты. Более шести из десяти компаний ЕС (65%) считает, что в их странах коррупция широко распространена. В Греции и на Кипре таких 95%. Следом идёт Хорватия (91%), Италия и Румыния (по 92%). Все они, кроме Кипра, члены НАТО. Даже в законопослушной Германии таких 47%. Если по такому критерию оценивать коррупционность страны (должно быть менее 50%), то из НАТО надо было бы исключить половину стран.

35% компаний в ЕС отмечают, что коррупция является проблемой при осуществлении своей деятельности. В Румынии таких 74%, на Кипре – 72%. Меньше всего таких в Дании (6%), Эстонии и Ирландии (7%). Не лишне заметить, что в Ирландии и Дании – лучшее налоговое законодательство в ЕС, а Ирландия имеет самую низкую долю госрасходов к ВВП – менее 25%.

В ЕС 48% компаний считают фаворитизм самой широко распространённой коррупционной практикой. 72% бизнеса согласны с тем, что фаворитизм и коррупция препятствуют конкуренции в бизнесе.

Украину постоянно ругают за олигархат, коррупционные связи бизнеса и политики. В ЕС, по мнению бизнеса, это почти универсальная практика. 78% европейского бизнеса считают, что слишком сильные связи бизнеса и политики ведут к коррупции. Больше всего таких в Греции (93%), а также в Польше, Португалии, Испании и на Кипре (91%). Даже в Германии таких 72%, а в Италии – 88%, в Испании – 91%.

Взятки и связи, как самый лёгкий способ получения государственных услуг в своих странах – таких в Испании 72%, в Италии 73%, Польше – 71%, в Греции – 90%, Хорватии – 83%. В целом в ЕС 59% бизнеса считает, что взятки и использование связей часто самый лёгкий способ получения государственных услуг.

За коррупционные преступления далеко не всегда следует наказание. В ЕС если людей и бизнесы поймали на даче взятки высокопоставленному госслужащему, то только 30% бизнеса считает, что будет соответствующее наказание. В Греции в наказание за такие преступления верят только 16% бизнеса, в Венгрии -22%, Польше – 18%, Испании – 15%, Италии – 31%. Получается, что как в ЕС в целом, так и большей половине страна доминирует типичный договорняк между бизнесом и правоохранительными властями. Аналогичные ответы на вопрос на беспристрастности применения мер по борьбе с коррупцией. В целом в ЕС только 37% бизнеса считают, что меры по борьбе с коррупцией применяются ко всем одинаково.

Отметим ещё один важный аспект – государственные закупки, которые контролируются на национальном и региональном/местном уровнях. Большинство бизнеса в странах ЕС считает, что в этой сфере широко распространена коррупция: 53% при госзакупках национального уровня и 54% - местного. Только в скандинавских странах, Нидерландах и Ирландии таких меньше половины. Получается, что даже в ЕС с её правовой системой, полной демократией, формальной независимостью судов и правоохранительных органов коррупция широко распространена. По данному фактору из НАТО надо было бы выгонять Италию, Испанию, Румынию, Венгрию и Грецию. Да и к Польше, Болгарии, Чехии и Словакии есть серьёзные претензии.

Коррупция как предлог

Популярные статьи сейчас

Зеленский встретился с главой ЦРУ Бернсом: война закончится

Новая пенсионная формула: как изменятся выплаты для 10 миллионов украинцев

Украинцам грозят штрафы за валюту: кто может потерять 20% сбережений

Пенсионеры получат доплаты: кому автоматически начислят надбавки

Показать еще

Блокировка членства Украины в НАТО из-за коррупции в контексте ситуации с этой проблемой в большинстве стран Альянса – это не причина, а предлог. Это надуманная, неуклюжая отговорка, которая скрывает реальные причины такого поведения НАТО. Во-первых, это позиция администрации Байдена, которая отличается особыми отношениями с Кремлём, а также полагается на весьма своеобразную, часто далёкую от реальности аналитику в сфере безопасности и оценки рисков. Мы это видели в начале 2022г., до вторжения российского агрессора 24 февраля.

Во-вторых, имеет место страх, слабость и дефицит понимания баланса угроз и выгод у главных членов НАТО в контексте той войны, которую ведёт Украина против России. Постоянные ссылки на формальное «НАТО не воюет», «нельзя переходить красные линии», «не надо загонять Путина в угол» в режиме пипеточной военной помощи Украине требует самокритического отношения к себе. Кризис лидерства на лицо. Нужна перезагрузка самого НАТО, экономической модели большинства её членов. Политической воли делать это нет. Проще и легче обвинять Украину в коррупции.

В-третьих, российская война в Украине обнажила слабость стран НАТО в плане обеспечения Украины необходимым количеством военных товаров для ведения войны. Склады подчистили, а наладить производство нового оружия не так-то просто. Сослаться на коррупцию в Украине для полисимейкеров стран НАТО проще, чем признать собственные ошибки в организации ВПК. Складывается впечатление, что страны НАТО берут паузу в отношениях с Украиной, чтобы понять для себя сценарии окончания войны, что делать с победителем и Россией.

В-четвёртых, постоянное упоминание коррупции в переговорах, докладах – это методика подталкивания/принуждения к принятию своей повестки дня, своих правил игры. Коррупция ведь в Украине, действительно серьёзная проблема. Во время войны она приводит не только к растрате денег и ресурсов, но и к деморализации общества, ослаблению обороноспособности. Такое поведение НАТО может иметь обратный эффект, особенно если учесть содержание тех предложений, которые озвучивает Запад Украине через МВФ, CSIS или Центра изучения экономической политики (CEPR).

Источник: Flash Eurobarometer 524 Businesses’ attitudes towards corruption in the EU Report Fieldwork: March-April 2023 Publication: June 2023. Eurobarometer https://europa.eu/eurobarometer/surveys/detail/2969

В Болгарии на вопрос, «если люди или бизнесы вовлечены в коррупцию, им будут предъявлены обвинения, они предстанут перед судом», только 22% ответили «да».