Два извечных вопроса русской интеллигенции: «Кто виноват?» и «Что делать?». По большому счету на первый вопрос у всей антипутинской оппозиции, при всем разнообразии мнений, есть единый ответ: Путин! А вот что касается второго вопроса, то здесь все не ясно.

Разумеется, президент Зеленский и его команда действуют в рамках существующей парадигмы: с одной стороны, добиваясь усиления санкций против путинской России, с другой – пытается «выбить» (иное слово здесь просто неуместно использовать), тяжелое вооружение из стран НАТО.

Я понимаю, что мнение «диванного аналитика», не несущего ответственность за свои слова – это последнее, что могут выслушать люди из нашей правящей элиты. Однако, к сожалению, попытки найти решение в рамках существующих парадигм, на мой взгляд, бесполезны. И, сидя, в ожидании очередной воздушной тревоги, понимая, что конца края этому не видно, я хочу коснуться краеугольных тем этой войны.

Вопрос санкций. Я уже неоднократно писал об этом: санкции опасны тем, той группе возле Путина, которая с начала война почти полностью утратила власть. Бегство Чубайса из России очень показательно: он сделал то, что не решаться сделать ни Кудрин, ни Гефт, но это шаг бессильного, а не человека, облеченного властью.

Если бы санкции были применены ДО нападения, то существовало большая вероятность того, что и меньшие санкции могли бы остановить Путина. Но сегодня это невозможно. С 2014 года, так называемая, «либеральная группа» возле Путина, практически, полностью утратила власть. Несколько судебных процессов над знаковыми фигурами «либерального блока» еще накануне войны дали четко понять, что Путин отказался от советов этой прослойки у трона, и сделал главную ставку на силовиков. А силовики (ФСБ, Росгвардия, МВД, Следственный комитет и т.д.) уже давно не прячут свои денежки по западным «банкам и углам». История с разоблачениями команды Навального главы Росгвардии очень показательно: у него все в России. Ему плевать на санкции Запада.

Материалы из России говорят о росте поддержки Путина. Разумеется, нужно с осторожностью подходить к этим заявлениям, учитывая страх людей, но однозначно можно сказать, что в России подавленно недовольство, а госаппарат объединился вокруг Путина. И причина здесь вовсе не в глупости россиян, не в желании «Повторить Отечественную», а в элементарном отсутствии выбора. Нет альтернативы Путину. Именно этот лозунг сейчас активно продвигается пропагандистами Кремля, и нет никакого противодействия этой пропаганде.

На эту пропаганду активно работают европейские политики, которые регулярно звонят Путину и упрашивают его «смилостивиться к Украине». Разумеется, каждый из них звонит Путину, исходя из своих пиар-интересов (особенно это относиться к Макрону), но фактически они все при этом работают на пропаганду Кремля. В этих условиях появление реальной оппозиции в Кремле невозможно.

С другой стороны, нет никаких сомнений, что пока Украина не получит с Запада тяжелое вооружение, то, даже, нет шанса на реальные переговоры о мире с Путиным. Надо понимать, что западные лидеры, когда дело касается Украины, с наслаждением играют в пиар-игры: нам обещали С300, потом все разговоры об этом растаяли, как дым, и, судя по реакции России, так ничем и не кончились, теперь возникли разговоры о танках, но, скорее всего, и это все – только пиар-кампания, и разговоры со временем утихнут.

Логика западных политиков очень проста: как только общественное мнение привыкнет к войне, можно будет вести свои тихие игры с Путиным. Сейчас главное сбить накал в западном обществе, которое активно настроено на поддержку Украины. Общество, а не правящей истеблишмент.

Разумеется, было бы очень важно, если бы Британия во главе с Борисом Джонсоном создала прецедент и передала бы Украины хоть бы некоторое количество тяжелого вооружения. Прецедент в политике очень важен, среди крайне нерешительных западных лидеров, пример Британии может иметь очень большой эффект. Кроме того, на мой взгляд, надо говорить не в целом, и не с брюссельскими бюрократами, а обращаться к политическим фракциям, партиям. А в США – не тратить силы на демагога Байдена, а начать кампания лоббирования поставок тяжелого вооружения в Украине среди конгрессменов и сенаторов. Сделать это через призму осенних выборов.

Однако надо понимать, что вероятность дипломатического прорыва блокады страха и нерешительности западных политиков, не очень велика. Между тем, Россия последовательно переходит к позиционной войне с постоянной бомбардировкой украинских городов и сел. В такой войне без тяжелого наступательного вооружения победить невозможно. В этих условиях затягивание войны – крайне опасно для Украины, и абсолютно не опасно для России. Надежда на то, что большие потери вызовут реакцию у Путина – беспочвенны. Для Путина вопрос стоит о собственном выживании, он готов и атомным бомбами забрасывать своих врагов, только бы остаться у власти. Затягивание войны – ему выгодно.

Повторяю, на мой взгляд при данных парадигмах наши шансы не велики.

Я считаю, что сейчас необходимо полностью изменить стратегию борьбы. Надо взорвать российский и белорусский истеблишмент изнутри. А для этого надо создать в Украине полноценные правительства России и Белоруссии в изгнании.

Популярные статьи сейчас

В Украине начали действовать новые правила покупки валюты: как теперь обменять доллары

В Киевской области достроят транспортную развязку на автотрассе Киев-Одесса

В Украине назвали условие для открытия аэропортов: 45-50 дней

Россия разработала план разделения Украины на три части и передаст это Трампу, - СМИ

Показать еще

Речь идет не просто о том, что должны появиться подобные структуры. Здесь, как в жизни: свита играет короля.

Эти правительства должны получить средства России и Белоруссии, которые были арестованы, задержаны, заблокированы в рамках международных санкций. Они должны заключить договоры с правительством Украины, с правительствами Европы и США, и реально считать на международной арене правительствами России и Белоруссии.

То есть Украина должна добиться ситуации реального двоевластия: в мире должны признать легитимность этих правительств в изгнании. А уже эти правительства могут обратиться напрямую к народам России и Белоруссии.

Именно с правительством России в изгнании должен быть подписан Меморандум (протокол, договор) о том, как Россия и Украина могут выйти из этой войны? Как новое правительство России планирует возместить ущерб, как оно будет перестраивать Россию? И конечно, данное правительство сможет договориться со странами Запада как будут сниматься с России санкции.

Что касается Путина и Лукашенко, то, не взирая на их прямую вину в пролитой крови, лучшим вариантом в данном случае стало бы эмиграция, например, в Китай. Это же должно касаться и главных фигур их окружения. Правительства России и Правительство Белоруссии в изгнании, получив полномочия от стран Запада, могли бы предложить народам и России, и Белоруссии выход из данной ситуации.

Вот в этом случае правящая российская элита может пойти на устранение Путина, если он откажется уйти в изгнание. Только наличие компромисса, поиск решения выхода для российской и белорусской элиты законных правительств, признанных странами Запада, может стать реальным рычагом давления на элиты.

Сегодня нет того, кто мог бы элитам России и Белоруссии предложить решение. Необходимо создать такие органы, получить для них полномочия западных партнеров и сделать их способными принимать решения.

Мне, с позиции «диванного аналитика», кажется реальной подобная стратегия.