Полностью согласен с мыслью, прозвучавшей в свежем эфире Сергея Дацюка и Юрия Романенко — мы обязаны рассматривать самые разные сценарии. Рассматривать в неиллюзорной системе координат. В системе координат жесткой, правдивой, соответствующей реальности, а не излюбленным отечественным фантазиям.

Что именно делают российские войска у украинской границы? Спойлер — нет, они не мебель и не картонная дурилка. Я пока не услышал ни одного резонного объяснения происходящего. Звучащие объяснения подталкивают к выводу, что Россия блефует, что создает ложное чувство защищенности. Развязывающее руки и Западу, и украинцам — в части ошибок, ведущих к чрезвычайно опасному в нынешних условиях внутреннему конфликту.

В этом материале я опишу сценарий, основанный на простой, но неочевидной гипотезе. Войска, сосредоточенные Россией у границ Украины — пока не силы вторжения. И это делает ситуацию еще опаснее. Потому что сценарий их применения все еще «невидим». Ни Запад, ни украинская власть, похоже, не понимают, с чем имеют дело. Или усиленно делают вид, что не понимают. Но что для Запада не совсем критично, то Украине — катастрофа. И проморгать этот сценарий или дипломатично промолчать о нем — кратчайший путь к такой катастрофе.

Существует абсолютно неиллюзорный вариант, при котором выиграют все — Россия, США, Евросоюз, но колоссально проиграет Украина. И, читатель может быть удивлен, но речь не о Минских соглашениях.

Так что, уважаемый читатель, поехали? Порассуждаем?..

Есть материалы, которые не хочешь писать, но приходится. Это один из них.

В июне прошлого года я разместил на «Хвыле» материал «О судьбе украинского эксперимента и стратегическом здравомыслии». Мне его тоже не хотелось писать. Быть «белой вороной» всегда не супер. В чувствительных для миллионов соотечественников вопросах тем более. Но не написать тоже очень трудно. Потому что от невысказанного могут зависеть очень многие судьбы. И бывает, что время не ждет от слова совсем.

В той моей, июньской статье описывались вероятные действия России на украинском направлении и она шла вразрез почти со всем, что тогда звучало в украинском информационном пространстве. Последующая реальность слишком сильно наложилась на описанные предположения, чтобы я мог себе позволить промолчать сейчас.

Прошу, уважаемого читателя набраться терпения, т.к. опишу в достаточно большой системе координат. Потому что именно отсутствие реалистичного понимания широкого контекста часто порождает иллюзии.

Накануне посмотрел фрагмент интервью с Алексеем Арестовичем, где Алексей сказал, что Россия боится войны с Украиной. Наверное, именно так и должно утверждать официальное лицо в воюющей, по факту, стране. Даже если это официальное лицо качественный военный эксперт.

Но у меня есть сомнения относительно этого тезиса, и т.к. я, к счастью, не официальное лицо, могу свою точку зрения высказать и обосновать. Потому что я уже жил в одной стране, которая стала жертвой иллюзий.

Повторение такой истории в нынешних обстоятельствах - вариант, грозящий рядовым гражданам Украины (читатель аналитики на «Хвыле» ведь понимает, почему я не упоминаю в этом контексте элиты) катастрофой гораздо большей глубины.

Мы многое увидели и могли бы понять на примере Афганистана. В итоге афганской катастрофы Запад, к сожалению, выручил очень немногих из рядовых афганцев. Хотя переговоры с Талибаном велись, на самом деле, долго. Очень долго и задолго до начала его финального наступления и фатальной для многих развязки. И Западу можно было постараться сделать больше. Хотя бы попытаться сказать доверившим ему свои судьбы людям больше правды о том, что их вскоре ждет.

Популярные статьи сейчас

Вместо доллара: Нацбанк рассматривает вариант привязки гривны к евро

Синоптики рассказали о погоде в апреле: выпадет ли снег в Украине

НКРЭКУ ответила, повысят ли тарифы на электроэнергию: чего ждать украинцам

В Китае отреагировали на заявление Путина о готовности России к ядерной войне

Показать еще

Вы верите в то, что совсем уж «никто не ожидал» случившегося? Я лично не верю. Кто-то из политиков, даже многие, могли не ожидать. Но политика — это не только про широкий загал политиков, но и про великое множество вполне осведомленных о нюансах людей. Из политики и околополитики.

Так вот, о тезисе Алексея Арестовича. Предположу, что, увы, как бы мы себя самих не успокаивали, в каждой войне за ее пределами, где Россия заметно участвовала с момента распада СССР, она приобретала. И потому Россия войны ведет. Ведет их просто потому, что это работает. Такова предельно жесткая, но реальная реальность.

Россия усилила позиции за счет конфликта в Приднестровье, войны в Грузии в начале 1990-х, войны с Грузией в 2008-м, аннексии Крыма и войны на Донбассе, участия в сирийской войне, в ливийской, в конфликтах в других странах Африки. И, вполне вероятно, сколько-то усилится в результате операции ОДКБ в Казахстане. Казахстанский прецедент, к слову, показал существенно и примечательно возросшую стремительность и гибкость российских действий, т.е. готовность к гораздо более сложным играм. Это все чаще уже не топорный стиль СССР, но мощные, дерзкие и результативные многоходовки.

Запад участие в военных конфликтах приводило, в последнее время, к оттоку «ресурса». Россию — к постоянному притоку. Потому она не блефует, а играет. Раз за разом.

Кстати о насыщенном ресурсами. За счет, также все более изощренных, «газовых», а шире — топливных войн Россия, опять же, немало выигрывает. И все, что противопоставил этому вызову прямо на текущий момент Запад — его увесистый кошелек. Причем, в общем-то, мало кого взволновало, что в этих условиях (еще и после экономического ковид-нокдауна) будет делать «союзная» Украина, у которой бездонного кошелька ЕЦБ в распоряжении нет. Германия, к примеру, преспокойно остановила свои АЭС точно в срок, не оглядываясь на топливный кризис и цены на энергоносители. После «Северного потока-2» удивляться в Украине немецкому прагматизму не приходится. The show must go on. Я тут, все больше, о милом сердцу «Хвыли» :) «зеленом переходе».

Вообще, можно о переходе и еще пару слов добавить. Чтоб еще меньше иллюзий. И для полноты картины. Драматическая деиндустриализация Украины, в самых разных ее формах, длительно и откровенно поощрялась извне. Хотя вела к ухудшению экономической ситуации в Украине. Да, к миллионам людей, загибавшихся в нищете — без элементарных услуг, лекарств и т.п.

Неужели украинцы и в этом случае наивно думают, что «никто не ожидал», «никто не знал»? Все значимые фигуры в политике прекрасно понимают такие вещи. Социум не знает, не задумывается. Ему так удобнее. И политикам в ведущих странах удобнее делать вид, что они как их социум — недопонимают. Им удобнее относиться к таким вещам примерно как к дождю. Дождь идет, и с этим ничего не поделаешь.

Да, когда на Западе с боями «выбивается» одно рабочее место, в развивающемся мире могут исчезнуть 5 или 10 (просто из-за разницы в уровне зарплат). Рынки ведь глобальные и не безразмерные. В одном месте создали — в другом упало. В развивающихся странах потеря работы может означать голодную смерть. Но дождь есть дождь.

Вколотые вакцины, защитившие в т.ч. самых защищенных из жителей развитых стран, не были предоставлены даже самым незащищенным жителям стран развивающихся. И ВООЗ до сих пор об этом нюансе напоминает, поднимая проблему дискриминации. Но дождь есть дождь.

И если посмотреть на проблему выбросов уже через призму реализма, то можно заметить, что... Находящиеся на схожем с украинским уровне развития (теперь об этом можно забыть) Китай, Индия, Турция и Ко стремительно наращивали выбросы, Украина же их стремительно сокращала. Китай, Индия, Турция и Ко пожинали многочисленные плоды экономического и технологического роста, Украина получала копеечные компенсации.

Выбросы углекислого газа в мире по странам 1990-2017 гг.

Да, довольно очевидно, что «зеленый переход» изначально был не только про заботу о природе, но и про беспощадную конкуренцию на ставшем глобальным рынке. Про попытку консервации превосходства. Про технологии, которые как вакцины, доступны одним и недоступны или почти недоступны другим.

Именно потому в вышеупомянутый Афганистан деньги Запада закачивались в огромных количествах и безвозвратно. Он же ни в чем не конкурент... Стоп. Почему только Афганистан? Соседние с нами страны Восточной Европы получали и получают из средств Евросоюза огромные вливания (что, конечно, разумно и правильно). Но вот сильно основная часть полученных Украиной средств достались ей - т. е. нам с вами, уважаемые читатель или читательница - под проценты. И эти кредиты, и эти проценты исправно возвращались. Так выглядит бизнес, а не помощь.

Норм. Здесь Запад можно понять. Наши гастарбайтеры, созидающие ВВП для более развитых стран, в прошлом году перечислили в Украину $14 млрд. денег. С два десятка траншей МВФ. Ну, зачем что-то давать на шару тем, кто толково $14 млрд. вливаний извне в год распорядиться не может? Нелогично же.

Антиковидная помощь МВФ пострадавшей экономике мира оказалась в разы меньше первоначально обещанной. И даже распределялась не по тому принципу, который предполагался изначально. Потому что конкуренция — это реальность современного мира, а политические лозунги — просто лозунги.

Есть и еще одна, причем очень большая проблема, которой в Украине рядовые граждане и даже нерядовые, не сознают. А из тех кто, может и осознает, вряд ли кто-то скажет вслух. Потому как люди, способные сознавать такие вещи, обычно, мечтают о карьере или ее уже делают. А карьера в Украине 30 лет делается на стремлении ни с кем не ссориться в «абстрактных» национальных интересах.

И вот эта проблема. Запад все 30 лет украинской независимости продолжает воевать с уже несуществующим СССР. СССР нет, а Запад с ним воюет. Не просто с Россией, нам не надо обольщаться. Именно с СССР.

Когда Украину ускоренными темпами избавляли от ядерного оружия — это было саме воно. Тогда было очевидно, что добивали СССР, просто так не называли. А потом украинцы вообще перестали сознавать происходящее, хотя для того, кто видит и понимает, оставалось предельно заметным и дальше.

Когда Штаты приложили Кучму по «Кольчуге» (которую, если уважаемый читатель помнит, так никто не по адресу и не нашел), это было не только про конкуренцию на оружейном рынке. Запад продолжал воевать с несуществующим СССР. С украинскими остатками его ВПК. Потому что вдруг это опять во что-то сольется?!

В разгар президентской кампании-2019 всплыл специфический, но все же небезынтересный анализ, проведенный Киевским научно-исследовательским институтом судебных экспертиз и позже представленный на заседании временной следственной комиссии Рады. В документе указывалось, сколько конкретно техники было «вилучено з бойового складу ЗС України» с 1991 г. по 2014 г. Все это было искусственно привязано к министрам обороны, и понятно почему. Один из кандидатов, экс-министр досаждал другому кандидату - тогдашнему президенту Украины.

На самом деле, вряд ли для кого-то секрет, что этот вопрос традиционно был завязан на первое лицо в стране. Кто был первым лицом? Безусловно прозападный Виктор Ющенко.

И вот, уже после событий на Тузле... Сотни бесценных сейчас зенитных систем, включая С-300, «Буки», «Торы», «Тунгуски» и др., сотни дорогостоящих боевых самолетов (!), десятки мощных и дальнобойных ТРК "Точка" ушли из ВСУ. С боеприпасами в придачу. За одну президентскую каденцию. Причем разоружение ВСУ шло полным ходом уже после крайне тяжелой для Грузии войны 2008 г., прояснявшей многое, и таки прояснившей.

Ценнейшие украинские вооружения, многие из которых Украина больше не смогла бы произвести (и купить по ценам реального рынка тоже), сбрасывались по цене чуть дороже металлолома. А до 2014-го года оставалось всего-ничего.

Прошу понять меня предельно правильно. Я не говорю о злом умысле Ющенко. Он вне всяких, любых, малейших сомнений патриотичный президент и своей стране зла бы не пожелал. Серьезно. Но Виктор Андреевич изо всех сил стремился делать то, что ему казалось экономически целесообразным. Что, как нам всем объясняли те, кто «советовали», наиболее экономически целесообразно. Но, к сожалению, не все при этом заботились о будущей безопасности украинцев. Как и в случае с ядерным оружием в обмен на несерьезный Будапештский меморандум.

О чем же заботились? О том, чтобы снизить угрозу на восточной границе ЕС. Потому что Запад продолжал де-факто рассматривать постсоветское пространство, как пространство, где может возродиться СССР. А значит, чем там все будет слабее, как минимум, в военном отношении, тем лучше.

Эта глубоко ошибочная, сомнительная морально, но реальная и плохо сознаваемая в Украине позиция не скорректирована окончательно Западом и по сей день. И она очень дорого Украине стоила и стоит. Потому что мы регулярно видим действия (или угрозы) Запада, направленные на ослабление России, но почти не видим действий, направленных на реальное усиление Украины.

В логике борьбы с мифическим (оно уже невозможно) возрождением СССР даже война России с Украиной для многих в Европе или дальше — не такое уж зло. «Призрак» не коммунизма, но мнимо возрождающегося СССР в результате такой войны «ослабнет». И чем война будет более ожесточенной, тем ослабнет больше. Отака фігня... В миф СССР по факту, если присмотреться, играют больше сторон чем одна.

Но есть нюанс. Штатам, при драматической развязке, может оно и по-всякому, а вот Евросоюз не очень устроил бы слишком масштабный поток беженцев из Украины. И кто там в последние годы не раз играл на этой теме? Чья рука, в реальности, сейчас на кране?