Через считанные дни в Вашингтоне состоится инаугурация нового президента США Джо Байдена. Значение этого события для Украины переоценить сложно, потому что с новой администрацией связаны большие ожидания. Самое главное – помощь в прекращении войны на Донбассе.
Последние события указывают, что Украина неплохо подготовилась. Несмотря на маскировочные заявления спикера ТКГ Алексея Арестовича и главы МЗС Дмитрия Кулебы, что план «Б» - это игра слов вице-премьера Алексея Резникова, изменения в подходах Киева к конфликту сложно не заметить.
16 декабря 2020 г. был отрыт новый сервисный хаб на КПВВ «Новотроицкое» в Донецкой области (ранее аналогичный появился в Счастье на Луганщине). Новая сервисная инфраструктура, которую по единому стандарту обещают развернуть на всех КПВВ, в том числе – и на административной границе с Крымом, произвела сильное впечатление на европейских дипломатов.
Но ещё более сильный акцент они наверняка усмотрели в том, что 16 декабря вице-премьер Резников находился в Новотроицком, а не на проходившем в тот же день заседании ТКГ. Это был явный намёк на обновление приоритетов. Другие подтверждения посыпались как из ведра.
23 декабря Кабмин утвердил Концепцию экономического развития Донецкой и Луганской областей, на основе которой в пострадавших от войны регионах будут созданы предельно лояльные условия для инвесторов.
31 декабря, прямо под ёлочку, Министерство реинтеграции объявило о завершении работы над проектом закона об основах государственной политики переходного периода. Документ был направлен на изучение более чем в 150 структур, в том числе – международным партнерам.
Пока мы доедали оливье, уже упоминавшийся Резников писал статью, которая была опубликована на сайте американского аналитического центра Atlantic Council в субботу 9 января. В украинском и российском сегменте интернета её разгон начался 11 января.
Синхронно, 11 января на сайте Минреинтеграции был опубликован текст законопроекта о госполитике переходного периода (содержит 99 страниц).
Это случилось прямо накануне встречи политических советников «нормандского формата» 12 января в Берлине. Таких совпадений не бывает – это явно спланированная акция.
По сути, перед началом каденции Байдена украинская сторона обозначила свой подход, который описан у Резникова и адресован как американской, так и российской аудитории.
Содержание сводится к следующему.
Безопасное для Украины движение в рамках «минских соглашений» 2014-2015 годов больше невозможно. Для дальнейшего прогресса необходима модернизация соглашений, чему противится Россия. Давления Франции, Германии и ОБСЕ для смены позиции Кремля не хватает. К тому же заканчивается каденция Ангелы Меркель, Путин остаётся единственным автором соглашений за столом переговоров. Украина надеется на активную роль США в перезагрузке переговорного процесса.
Обозначен конкретный способ немедленно ввести США в переговоры, не меняя формата – через ОБСЕ, членами которого Штаты также являются и которое с 1 января после невнятной Албании возглавит Швеция. То есть в самом скором времени американцы могут появиться как минимум на уровне ТКГ.
В Украине могут запретить "нежелательные" звонки на мобильный: о чем речь
Зеленский: Путин сделал второй шаг по эскалации войны
В Украине ужесточили правила брони от мобилизации: зарплата 20000 гривен и не только
СтратКом ВСУ подтвердил первое в мире применение межконтинентальной ракеты против Украины
Наверняка это не единственное предложение Киева к Вашингтону. Уже озвучивалась идея направить в ОРДЛО миссию под эгидой Генсека ООН (у него есть такие полномочия). Если Генсек решится пойти на такой шаг, чему США могут серьёзно поспособствовать, Москва не сможет его заблокировать. Ей останется только физически не пустить миссию, что будет очень плохо выглядеть.
У Резникова фактически прямым текстом написано, что Украина больше не собирается попусту тратить время на бессодержательные переговоры (абзац о «детях в школу»). Усилия Киева будут сосредоточены на развитии контролируемой территории в рамках утвержденной стратегии, работа в ТКГ останется фоном.
Киев также представил детальное описание того, как он видит будущий процесс урегулирования - упомянутый законопроект.
Особенность этого документа в том, что он устанавливает единый подход и для Крыма, и для Донбасса. Более того – в законопроекте содержится масса тезисов, которые расходятся с текстом «минских соглашений», утверждённых Петром Порошенко. Никаких «особых статусов», никаких «особых порядков», никакой полной амнистии для боевиков и скоропостижных выборов. Данные расхождения базируются на принципах ООН, требованиях ОБСЕ и международной практике. Их есть чем обосновать.
Т.е., Украина говорит: дальше двигаться мы не можем, «Минск» надо переписать, вот как мы это видим. Одновременно подчеркнут тезис, что Украина не собирается рисковать и развязывать войну. Это сигнал и Москве, и Европе, и США, что Киев трезво оценивает ситуацию даже после воодушевившей многих войны в Нагорном Карабахе.
Что происходит затем?
Происходит встреча советников в Берлине, которая заканчивается ничем. По-другому и быть не могло. Россия была не в состоянии за сутки сформулировать свой ответ на такую подачу. Козак приехал к Ермаку со старой программой – Ермак предложил обсудить новый репертуар.
Судя по абсолютно нейтральным комментариям обеих сторон после встречи, где не содержится вообще никакой конкретики, ни единого слова, в Берлине советники инвентаризировали старые позиции, и Москва взяла 10 дней таймаута (до 22 января), чтобы подготовить свой ответ. Иного объяснения, почему следующий контакт состоится так быстро, нет.
Ранее Кремль всегда затягивал процесс, а тут решил поторопиться. И это тоже объяснимо – он хочет представить свою позицию до того, как по полной программе включатся американцы. Дмитрий Козак в Берлине сказал, что Россия не знает, как себя поведёт Байден. Но в его активном интересе к процессу урегулирования не сомневается. Поэтому захочет максимально «продавить» Украину, пока не подтянулась тяжёлая артиллерия.
В украинской заготовке, разыгранной перед Берлином, и россияне, и немцы, и французы наверняка усмотрели, что Киев морально готов к длительной позиционной борьбе. Что президент Владимир Зеленский уже не будет гнаться за результатом любой ценой. А подобное затягивание невыгодно никому. России – в первую очередь.
Фактически через год после саммита в Париже Зеленский тихо похоронил идею быстрого возврата ОРДЛО на условиях, которые пытались навязать Украине. Этот раунд закончился, Киев изрядно потрепало, но он выстоял. Начался следующий раунд. И наша страна захватила инициативу.
Зависание оккупированной части Донбасса на шее у Москвы вкупе с международными санкциями – явно не то, на что рассчитывал Путин. Российские элиты накануне трансферта власти без восторга воспримут перспективу ещё неизвестно сколько нести издержки и бремя ограничений.
Пакеты новых санкций, уже заготовленные в США, свидетельствуют, что положение для России может только ухудшаться. Очень вовремя пришла добрая весть из ЕСПЧ, который начнет рассматривать по сути дело об оккупации Крыма Россией.
Суд уже принял сторону Украины, объявив, что Россия ответственна за события на полуострове с 27 февраля 2014 года, а имитация «референдума» проводилась под контролем Кремля. Причем в решении суда отмечено, что такой вывод был сделан после заявлений самого Путина, он сам сознался.
Процесс по боингу также идет своим чередом. Токсичность бункерного затворника становится запредельной.
Москва, конечно, может отбросить украинские предложения, начать эскалацию. Что запустит процесс на новый круг. Но делать это на старте новой администрации Белого Дома не очень выгодно – у Байдена полно времени.
Если же Кремль согласится на модернизацию Минска, начнётся детальное обсуждение украинского законопроекта. В первом драфте документа, по сути, предлагается зачистить ОРДЛО под ноль. Скорее всего, это стартовая переговорная позиция Украины, и есть какое-то пространство для торга. В любом случае, нынешним вождям оккупационных администраций ничего хорошего не светит.
Что безусловно радует – Украина наконец-то заняла проактивную позицию и делает попытку навязать свою повестку. Россия – не тот противник, которого можно впечатлить какими-то предложениями. Но это звоночек.
Многое будет зависеть от позиции США, а также от внутренней устойчивости власти Зеленского. Ставка США во многом будет определяться степенью этой устойчивости. Вполне прогнозируемо, что Россия попытается сбить настрой Украины с помощью накачивания турбулентности. Рычагов и поводов для этого предостаточно. Надо быть к этому готовым.
В целом, год начался многообещающе.
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook, страницу «Хвилі» в Instagram.