Я внимательно ждал, что участники этих местных выборов начнут оценивать итоги кампании. Однако кроме пересудов о распределили мест, никаких реальных оценок выборов я не увидел. Между тем, эти выборы не менее сенсационные, чем выборы год назад Зеленского, только тогда сенсация была радостная, а сейчас - крайне печальная. Два главных аспекта этих выборов заключаются в том, что, с одной стороны, де факто, для избирателя это были не местные выборы, а оценка деятельности правительства и президента. Избиратели недрогнувшей рукой поставили общенациональной власти неуд.

Но есть и другая сторона медали. Оказалось, что в стране по-прежнему острейший дефицит политических партий. Ибо избиратели, в массе своей, не нашли на этих выборах партии, которые бы отвечали их чаяниям.

То есть все то, что должно было стать содержанием местных выборов, таковым не стало. И это не случайность, не глупость избирателя, а закономерность. На выборах, ни в одном из регионов, не прозвучало реальных дебатов о перспективах развития крупных городов в стране. Собственно темы местного самоуправления не звучали в политических заявлениях партий. Главной задачей выборов стало обсуждение той же повестки дня, которая была на прошлогодних президентских и парламентских выборах. Было ощущение, что мы присутствуем не на местных выборах. а на промежуточных парламентских.

Что же произошло?

В прошлом году в Украине свершилось чудо. Избиратели увидели в Зеленском и его партии не просто новые лица, а готовность решать главные вопросы Украины: мир, проблемы русского языка, экономические реформы. И никакие попытки подкупа и фальсификаций не сумели сыграть своей решающей роли. Избиратели Украины отбросили свой инфантилизм, о котором так любит твердить политическая тусовка. Те же выборы показали полное отсутствие реального доверия людей к мэриям больших городов. Партии мэров пролетели со свистом, причем не где-нибудь, а в своих собственных городах. Избиратели дружно решили, что вот эта новая политическая сила именно то, что им нужно. И хотя уже на парламентских выборах стало слегка непонятно, а что, собственно говоря, будет делать эта новая политическая сила, которая так и не озвучила в ходе предвыборной кампании, даже, намеков на свою программу, так хотелось верить во что-то светлое.

В реальности была осуществлена лишь достаточно дилетантская попытка решить вопрос мира на Востоке. Попытка не слишком удачная, но она хоть, действительно, была. Все остальное - жалкий фарс, разыгранный любителями, по сравнению с которыми любители актёры из шекспировской "Летней ночи" по кажутся гениальными творцами. И количество пришедших на выборы отчётливо показывает реальный неуд всем ветвям зелёной власти.

Надо заметить, что отсутствие муниципальной повестки дня в избирательной кампании местных выборов произошло вовсе не потому, что таковой нет. Скорее наоборот. Украинские города находятся в пучине жесточайшего кризиса. Да, в Украине стихийно, во многом, решена знаменитая советская проблема нехватки жилья. Жилья строится много и вовсе не самого дурного качества. Но при этом не решается, по-настоящему, ни одна из проблем комплексной застройки, инфраструктуры, логистики, транспорта и т.д. Системно наши большие города становятся все более неспособными противостоять техногенным вызовам. Все это происходит на фоне громких заверений об “устойчивом развитии” городов, о выполнении “международных обязательств” Украины. Мы рано или поздно очень дорого заплатим за это игнорирование проблем застройки, инфраструктуры и логистики в больших городах. Не говоря уже о проблемах образования и здравоохранения. Кстати, нынешняя ситуация с пандемией, с неспособностью нашей медицины реально лечить -- одно из проявлений этого кризиса управления городов. Даже с теми средствами, которые официально тратятся в этой сфере, ситуация могла бы быть принципиально иной. Но тотальное воровство и не профессионализм превращают проблему - в трагедию.

С другой стороны, полный провал, так называемой программы, “децентрализации” почти уничтожил самоуправление на сельском уровне. Но насколько можно судить из Одессы, эта тема также не стала объектом избирательной кампании.

Итак, главной темой выборов стали проблемы русского языка и государственной безопасности. Именно на них взлетели главные бенефициары этих выборов: ОПЗЖ и ЕС. Их реальными противниками стали партии местных мэрий, которые еще год назад, казалось, канули в Лету.

Напомню, что во всех больших городах мэрские партии в прошлом году потерпели сокрушительное поражение. Причем, даже, в тех округах, которые находились в рамках городов, где они могли оказывать очень сильное воздействие на исход подсчета голосов. Я понимаю, что многие политологи, делая этакий реверанс в пользу мэрий, будут говорить о том, что успех мэрских партий в разных регионах связан с тем, что это местные выборы, а не общенациональные. Но это ложь. Если мы обратимся к темам дискуссий, к тем вопросам, вокруг которых шла реальная борьба, то увидим, что ни в Одессе, ни в других городах острые муниципальные вопросы, практически, не подымались. Проблема заключается в том, что избиратель НЕ ВЕРИТ почти никому. Кстати и успех ОПЗЖ, и ЕС, также, не является, собственно говоря, их успехом. Кампании они свои провели бездарно, за очень редким исключением (Обухов в Одессе), не было ни одной реальной попывтки что-то предложить избирателям. За них, как и за мэрские партии, голосовали только для того, чтобы “наказать” их противников. В Украине часто голосуют не ЗА, а ПРОТИВ кого-то, но эти выборы были вообще уникальны: процент голосующих ПРОТИВ просто зашкаливает, я могу предположить, что это 80-90 процентов голосовавших. О, разумеется, это всего лишь предположение, но если мы сравним итоги выборов год назад, когда голосовали, в основном, ЗА, и нынешних, то такой расклад будет очевиден.

Самое страшное, что в этих выборах, практически, не приняли участие успешные украинцы. Те партии, которые публично громко декларируют, что они ориентируются на средний класс, все пролетели со свистом. И это не случайно, и не “гнусные олигархи” тому виной. Вообще ссылки на олигархов - любимые в Украине, уже давно утратили все признаки реализма. Это чистая психологическая фобия, такая себе сублимация зависти. Разумеется, свою роль играют и наши европейские и американские левые друзья, которые выдают гранты для СМИ и политиков. Им очень нравится обвинять олигархов в проблемах страны, так как это снимает ответственность с них, за тотальную поддержку отечественной бюрократии.

Главная проблема Украины - тотальная бюрократизация, огосударствления всего, что еще ползает и двигается. Именно в этом корень и нашей тотальной монополизации экономики на всех уровнях, и существования олигархов, и тысяч других проблем. А так как наши левые друзья в Европе и США молятся на бюрократов, то им очень нравится отводить взоры украинцев именно от этой главной проблемы нашей жизни. И нашего социально-политического краха.

Вообще-то итоги этих местных выборов - индикатор полного раскола Украины. Однако маловероятно, что этот раскол обретет плоть и кровь в ближайшее время: причина не в силе Украины, как страны, а в слабости и ничтожестве всех наших элит. Патриоты всех пугают ОПЗЖ, а эта партия больше напоминает застойного Брежнева, чем что-то живое. Именно поэтому так пышно на этих выборах расцвела их медийная “реплика” - абсолютно пустая партия Шария. Но партия не может быть партией одного человека, даже, одаренного.

Популярные статьи сейчас

ООН подсчитала, сколько мирных украинцев погибли от агрессии Путина

Маск назвал Шольца "некомпетентным дураком" после теракта в Германии

40 тысяч гривен в месяц и более года на больничном: названы ключевые изменения в социальном страховании

Украинцам придется регистрировать домашних животных: что изменится с нового года

Показать еще

И напоследок мне хотелось бы коснуться самой больной в Украине темы - русского языка. Именно эта тема является тем индикатором, который определяет есть ли у нас реальные политические партии? И ответ вполне однозначен - нет! Я уже много лет повторяю представителям местных “демократических” партий (которые декларативно твердят о ставке на “средний класс”), что, когда они в Одессе, пытаются перейти с русского языка на украинский, то они, во-первых, теряют русскоязычного избирателя, а, во-вторых, не получают украиноязычного. Вопрос языка, на самом деле, гораздо глубже, чем это кажется на первый взгляд. Это вопрос о том, что для политика важнее: догма или избиратель? Если политик считает, что он должен учить избирателя, как ему себя вести, то этот политик может забыть о поддержке “среднего класса”. Даже украиноязычного. Логика очень проста: тот, кто считает, что все должны говорить на украинском языке, никогда не будет голосовать за партию среднего класса. А тот, кто может проголосовать за такую партию, никогда не будет поддерживать политиков, стремящихся перекроить избирателя. Причина очевидна: если сегодня такой политик собирается “перекраивать” избирателя, говорящего на “неправильном” языке, то что ему завтра мешает “перекраивать” избирателя, занимающегося бизнесом? Ничего! Умный человек помнит исторический опыт большевиков, а дурак за такую партию голосовать не будет.

И последнее. Прошлогодние выборы породили иллюзию, что можно проводить выборы, даже, в Украине с оптимальным результатом. Однако их исход за этот год отчетливо показал: системный конституционный кризис невозможно решить в рамках действующей Конституции Украины. Без реального разделения властей, прежде всего, на местном уровне, без создания реальных условий для существования независимого бизнеса, выборной демократии в стране не будет. Если мы не хотим дожить до ситуации, а она вполне возможна, когда в стране окажутся лидеры, способные растащить Украину на части, то нам необходима коренная конституционная реформа. Иного пути нет. Независимый бизнес, разделение властей, выборность судебной власти и силовиков. Только так, другого пути нет.

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook, на страницу Хвилі в Instagram