Отставка Фокина, обсуждаемая последние несколько дней, была достаточно эффективной дымзавесой, за которой прошлые "подвиги" Андрея Ермака стали казаться чем-то незначительным. Кроме того, в шквале текстов, комментариев и эмоциональных восклицаний совсем потонуло заседание ТКГ, на котором россияне открыто нарушили регламент, и заявили о том, что вели видеозапись переговоров и готовы ее опубликовать.

Казалось бы: крайне примитивная комбинация Офиса президента – искусственно довести ситуацию до плачевного состояния, продемонстрировать максимум "договороспособности", которую оформить в слова было поручено Витольду Фокину, притворно возмутиться ею же, и попытаться продать обществу свои же изначальные позиции под видом "настоящего компромисса и готовности идти на диалог".

Но проблема в том, что эта примитивная комбинация в действительности работает: еще после первых высказываний Фокина, активисты стали требовать его отставки – так, будто он и в самом деле озвучивает все эти вещи в этой должности просто потому, что ему этого хочется. И – более того – так, будто он сам пришел в ТКГ. До этого практически аналогично были восприняты заявления Леонида Кравчука о готовности "говорить с гражданским обществом в ОРДЛО" – разве что, по итогу не дошло до отставки.

После первых же высказываний Кравчука, а потом и скандального интервью Витольда Фокина, о главе Офиса президента словно бы забыли. Ни СМИ, ни эксперты не уделили достаточно внимания реанимации старой идеи Ермака о непрерывной работе ТКГ – но уже в виде "работать каждую неделю", которую он высказал во время поездки президента в Донецкую область.

На практике это высказывание Ермака и означало, что добро на риторику в стиле "договориться посредине" было получено Фокиным изначально – ведь Ермак акцентировал на том, что ему нужен быстрый результат, и "затягивать переговоры не имеет смысла". Но быстрый результат в переговорах с Россией возможен лишь в том случае, если украинским делегатам не принципиальна сама содержательная составляющая, т. е. быстрый результат в данном случае наверняка означает капитуляцию.

Сами формулировки, озвученные Фокиным за все это время – это полный набор триггеров для той части украинского общества, которая так или иначе вовлечена в войну с РФ, которую мы ведем вот уже более шести лет. Его выступление в Раде позволило повторить все это одновременно, что дало настоящий эмоциональный взрыв.

Тот, кто срежессировал этот спектакль, однозначно хорошо понимает не только как работают медиа, но и как сработает в данном случае украинская ментальность. Мы склонны очень эмоционально реагировать на все, что выходит за рамки нашего понимания нормы, но после яркого эмоционального всплеска – некоторое время никак не реагировать на новые раздражители.

На практике мы видим, что все силы и эмоции действительно ушли на обсуждение личности Фокина и его высказываний – а на рефлексию по поводу самой ТКГ и ее итогов в виде новой порции шантажа от россиян сил просто не осталось. Да и личность Андрея Ермака, как того, кто привлек Фокина к этой работе, и, похоже, сконцентрировал в своих руках все, что связано с урегулированием, обсуждается куда меньше, чем следовало бы.

Ведь на деле мы имеем очень опасную ситуацию: весь кейс мирного урегулирования под контролем человека, который открыто говорит о том, что намерен форсировать переговорный процесс и дальше, на фоне откровенного шантажа РФ – и речь не только о последних заявлениях о записях переговоров, но и о логике ее поведения в существующих форматах в целом. По сути, Россия подталкивает Андрея Ермака снова и снова искать поводы к прямому диалогу безо всяких посредников. И результаты этой "кофейной дипломатии", которая всегда была отличительной чертой работы главы ОП, могут быть совершенно непредсказуемы. Но самое главное и самое пугающее – что общество узнает о них лишь постфактум.

Но мы продолжаем обсуждать громкие заявления Фокина. В то время, как в Офисе президента совершенно не намерены останавливаться на пути к новым "компромиссам".

И обществу снова и снова будут говорить, что его услышали – убирая ту или иную одиозную фигуру или под давлением отказываясь от того или иного откровенно предательского плана. Вот только наши позиции на переговорах ухудшаются с каждой подобной манипуляцией – ведь Россия видит, что украинские переговорщики готовы договариваться. А несогласных всегда можно попытаться вымотать – в первую очередь, обилием новых "мирных планов" и "необходимых компромиссов".

Получится ли – открытый вопрос. Пока еще.

Автор - руководитель проектов Центра исследований проблем гражданского общества

Популярные статьи сейчас

Стефанчук раскрыл судьбу закона об отмене перевода часов в Украине

Паспорт и ID-карта больше не действительны: что теперь делать украинцам

Пенсия в ноябре 2024: что изменится для украинских пенсионеров

В Украине снизились цены на рыбу: свежая стоимость карпа, селедки и скумбрии

Показать еще

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook, страницу «Хвилі» в Instagram.