Чиновники разработали список валютных ограничений и критерии их введения. Национальный банк определился с методикой введения ограничительных мер на валютном рынке, если того потребует ситуация в экономике страны. Разработки этого документа от ведомства требовал принятый летом закон «О валюте», который вступает в силу 7 февраля 2019 года.
В пятницу, 6 декабря, чиновники обнародовали на своем сайте проект весьма лаконичного постановления, тем самым предупредив банкиров и простых украинцев: задекларированная властями либерализация валютного рынка отнюдь не конституционное право. В любой момент Нацбанк сможет его отобрать, — передает ubr.ua
Первым делом нацбанковцы определились с перечнем самих ограничений. Для пяти из них нужно утвердить отдельные документы, регламентирующие порядок их использования:
- Обязательная продажа части валютных поступлений (выручки экспортеров и переводов). Лимиты будут устанавливаться отдельными постановлениями НБУ.
- Ограничение сроков расчетов по операциям экспорта и импорта товаров (проект уже опубликован на сайте Нацбанка).
- Ограничение и порядок проведения операций, связанных с движением капитала.
- Введение разрешений и/или лимитов на проведение отдельных валютных операций.
- Резервирование средств по валютным операциям.
А шестым пунктом Нацбанк сослался на закон, регламентирующий его деятельность. И перечислил отдельные ограничения или временные запреты. Тут рамок у регулятора совсем немного – выписанные в законе формулировки дают возможность вводить практически любые заградительные меры между людьми, бизнесом и валютой.
К примеру, чиновники могут запрещать покупку валюты (вообще или за счет средств из определенных источников), устанавливать ограничение на форму расчета, целевое использование валюты, ограничивать перечень допустимых операций по всем видам счетов (текущих, депозитных, корреспондентских)
Применять все или отдельные меры из списка Нацбанк сможет отнюдь не всегда. Для этого понадобятся веские основания. Правда, выписывая их на бумаге, чиновники не отказали себе в удовольствии добавить вполне конкретные критерии пунктом «другое». К тому же, не стали разъяснять смысл термина «значительное». В итоге список угроз, могущих стать поводом для введения ограничений и запретов выглядит так:
- Значительное снижение курса гривны и/или золотовалютных резервов НБУ.
- Значительное уменьшение общего объема вкладов (депозитов) в банковской системе.
- Значительный рост стоимости заимствований на внешних рынках или невозможность осуществления таких заимствований.
- Эскалация общественно-политического и/или геополитического напряжения, которые создают риск для стабильности финансового сектора.
- Другие признаки, которые могут свидетельствовать о наличии существенных рисков для макроэкономической стабильности и стабильности финансовой системы.
В целом, чего-то подобного финансисты и ждали от регулятора. К тому же, многие из выписанных положений попросту дублируют пункты закона «О валюте». Нацбанку нужны инструменты реагирования на возможные кризисы. Но спрогнозировать все возможные сценарии и оценить гипотетические угрозы он, конечно, не может. Потому и пытается создать подушку безопасности на всякий «пожарный» случай.
Вряд ли это успокоит финансистов, которые еще во время доработки нового валютного закона добивались, чтобы в нем были выписаны все допустимые ограничения и обстоятельства их введения. Тем более что проект последнего из 7 анонсированных подзаконных актов НБУ, который и определит конкретный перечень валютных табу на момент вступления закона «О валюте» в силу, до сих пор не опубликован.
В чем регулятор пошел навстречу банкирам и простым украинцам – так это в порядке применения защитных мер. Вводить их на свое усмотрение регулятор не сможет. Прежде чем устанавливать на рынке запреты, ему нужно заручиться поддержкой Совета НБУ – тот должен подтвердить, что сложившаяся на рынке ситуация в самом деле требует валютных ограничений.
Без согласия Совета нельзя и продлевать введенные ограничения, а также усиливать их. При этом максимальный срок действия одного и того же лимита или запрета, что, правда, выписано в законе, ограничен 18-ю месяцами в течение 2-х лет.