В состав украинского Нацсовета реформ вошли экс-министр финансов Словакии Иван Миклош и отец «польского экономического чуда» Лешек Бальцерович, которого назначили также представителем президента Петра Порошенко в Кабмине.
«Сегодня» разобралась, чем примечательны иностранцы и чего стоит ждать от них Украине.
ШОК И ТРЕПЕТ. Основной сенсацией стало назначение польского экономиста и политика Лешека Бальцеровича. Он известен в мире своей работой по реформированию польской экономики в конце 80-х и начале 90-х годов. В то время Бальцерович занимал пост вице-премьера и министра финансов Польши. Он предложил свой так называемый «План Бальцеровича», или «шоковую терапию». Благодаря его решениям удалось побороть инфляцию в стране, увеличить количество иностранных инвестиций за несколько лет до более чем $20 млрд (сегодня эта цифра превысила $160 млрд), а также создать почти 1,5 млн рабочих мест. Но такой рывок был связан с тем, что польское правительство пошло на непопулярные реформы ради долгосрочных целей. В первые годы работы Бальцеровича на своем посту количество безработных выросло до 16,4% (его реформы и их результат см. в инфографике). Кроме того, были закрыты десятки шахт, металлургических заводов и судоверфей, которые в условиях агрессивной приватизации (за два года 45% всей промышленности ушло в частные руки) не удержались на плаву. Также эксперты называют Бальцеровича «грозой социалки»: все доходы от той же приватизации он пускал не на повышение соцстандартов, а на инфраструктуру.
Сам поляк среди своих основных задач в Украине называет приватизацию и борьбу с монополиями. Но эксперты подчеркивают, что эффективность знаменитого реформатора в нашей стране покажет время. «Украине поляк нужен прежде всего как связующее звено с МВФ и другими западными партнерами. В первую очередь он займется дерегуляцией и проведением прозрачной, масштабной приватизации. В остальных вопросах он будет не так эффективен», — рассказал нам политолог Вадим Карасев. Сомневается в Бальцеровиче и политэксперт Руслан Бортник. «Очень сомнительно, что он обеспечит Украине свою «шоковую терапию». Напомню, он в начале нулевых был советником президента Грузии Шеварнадзе. И там не было ни шоковых, ни каких-то других реформ. Использование фигуры Бальцеровича может быть пиар-прикрытием — он станет таким себе «свадебным генералом», имидж которого будут использовать отечественные политики у власти».
ОСТАЛЬНЫЕ. Сам Бальцерович пригласил в Украину еще двоих своих сородичей — экс-министра Ежи Миллера и журналиста Мирослава Чеха, они станут его замами. Кроме того, во главе «Укрзализныци» тоже стал гражданин Польши Войцех Балчун. Группу же специалистов по поддержке реформ Украины возглавит Иван Миклош, который, по словам Гройсмана, уже через полгода может дать старт реформам. По словам Бортника, главная роль десанта из иностранцев — лоббирование интересов Украины на международной арене. «Глобальная же цель только одна — обмен опытом. И тут неудивителен выбор именно поляков: страна достигла хороших показателей в экономике, а нам как раз такой опыт очень интересен», — рассказал нам политолог Андрей Бузаров. Но все эксперты соглашаются: шоковой терапии в Украине не будет.
В самой Польше работу Бальцеровича оценивают неоднозначно. Так, политолог и действующий депутат Сейма Польши Павел Коваль говорит «Сегодня», что Бальцерович провел в Польше действительно один из самых важных этапов реформирования всего государства. «В принципе, можно сказать, что фамилия Бальцеровича — синоним экономических изменений и успеха нашей страны сегодня. На мой взгляд, он прекрасно справился с той задачей, которая стояла перед ним. Конечно, спустя 20 лет можно сказать, что нужно было сделать все по-другому, избежать тех неприятных решений, которые тогда были приняты. Но я, и многие другие поляки, прекрасно понимаем — без тех жестких и непопулярных решений, на которые пошел пан Лешек, Польша сегодня была бы совсем другой страной», — отметил он в разговоре с «Сегодня» и добавил, что позитивный результат «шоковой терапии» большинству все же очевиден.
Польский социолог Наталья Рябинская отмечает, что Бальцерович сыграл свою позитивную роль в становлении польского государства, хотя признает: в результате реформ страна разделилась на «Польшу А» и «Польшу Б». «У нас есть люди, которые просто не успели за трансформацией государства, не смогли себя внести в капиталистическую экономику, которую он построил. Из-за этого росла финансовая разница между предпринимателями и людьми из депрессивных районов Польши. Последние и сегодня не могут найти себе работу, открыть бизнес и просто заработать на жизнь, потому вынуждены существовать за счет государства», — поделилась она с нами. По словам Рябинской, несмотря на то, что экономика Польши сегодня входит в список наиболее стремительно развивающихся в Евросоюзе, здесь все еще очень много людей, которые не любят Бальцеровича и обвиняют его во всех смертных грехах: «С другой стороны, большинство поляков все же отдают себе отчет: если бы не такие быстрые и радикальные реформы, то неизвестно, смогла бы Польша пережить свою трансформацию и успешно существовать».
Политолог Алексей Гарань, в свою очередь, сравнивает деятельность поляка с непопулярными реформами британского премьер-министра Маргарет Тэтчер и президента США Рональда Рейгана. «И если эксперты до сих пор спорят, были ли удачными их реформы, то в вопросе Бальцеровича есть общее мнение — именно его реформы дали толчок польской экономике, хоть и были очень жесткими», — рассказал он.